Main Reviews
top

Водяной паук

bottom
L'araignée d'eau
  • Оригинальное название: L'araignée d'eau.
  • Производство: Франция 1968г. (Выпущен в 1971г.)
  • Режиссер: Жан-Даниэль Вераэге.
  • В ролях: Элизабет Винер, Марк Эйро, Мари-Анж Дютей, Пьер Мейран, Андрэ Жюльен.
bottom

«Водяной паук» – раритетный, полностью забытый фильм, лучшей характеристикой которого будет слово «weird» (странный). Снятый в 1968 году будущим теле-режиссёром Жаном-Даниэлем Вераэге, этот фильм пролежал на полке три года, вышел на экраны только в 1971 году и демонстрировалась на Международном фестивале молодого кино в Йере (Festival international du jeune cinéma de Hyères). По некоторым данным видело его всего около 12 000 зрителей, после чего картина канула в небытие, а единственный VHS релиз стал настоящим раритетом.

L'araignée d'eau L'araignée d'eau

Действие фильма происходит во французской провинции примерно в начале XX века. Главный герой – ученый-энтомолог Бернар (Марк Эйро) – находит у реки паука и берет его с собой. Он кормит его и постепенно тот начинает расти. В один день этот паук превращается… в прекрасную немую девушку Нади (Элизабет Винер), которую Бернар прячет от посторонних глаз в потаенных уголках своего особняка. Постепенно в деревне назревает недовольство из-за того, что у людей пропадают продукты и различные мелкие вещи, но авторы не говорят там, связаны ли эти пропажи с Нади, но в любом случае тайное становится явным. Узнав о девушке, от Бернара уходит жена Катрин (Мари-Анж Дютей), а деревенщина начинает кидать в окна камни. Без каких-либо объяснимых причин вся эта истерия заканчивается, жена возвращается, но Бернар ещё не знает, что Нади питает к нему нежное чувство…

В титрах указано, что «Водяной паук» был снят по роману Марселя Бёлу. Не знаю, насколько точно авторы следовали тексту оригинала, но картина получилась очень странная и её сложно причислить к какому-либо конкретному жанру. Если подойти более условно, то это готическая драма о любви сверхъестественного существа к человеку, но любовь эта опять-таки условная и неявная. О ней мы узнаем лишь в самом конце, да и то это по большей части домыслы, основанные на поступке Нади, а не явное указание авторов.

Картина снята в странном сюрреалистическом стиле. Поступки большинства персонажей не находят логического объяснения, а некоторые сцены могут показаться гротескными. Авторы не удосуживаются объяснить, каким образом паук превратился в девушку и кто эта девушка – они оставляют это на суд зрителя, чтобы каждый мог включить своё воображение и додумать эту историю в соответствии со своими взглядами и фантазиями. И надо сказать – это работает.

L'araignée d'eau L'araignée d'eau

Ряд сцен также кажется странным. В одной из них главный герой приносит в церковь мешок с кошками, «высыпает» их у алтаря, а в этот момент нам показывают лица прихожан, покрытые царапинами. Такова была месть Бернара крестьянам за нападение на его жилище. В другой сцене он открывает коробки с мертвыми бабочками и вдруг они начинают летать. Катрин ударяет Нади лампой, но в следующей же сцене нам показывают, как они мирно занимаются вязанием. Немногим позже Катрин, вроде бы, падает в воду, но в следующей сцене она жива и невредима. Хочу подчеркнуть, что эти сцены смотрятся не глупо и это не «кривой монтаж», а сознательная и смелая задумка авторов, которая, на мой взгляд, справляется со своей задачей и делает фильм действительно странным, гротескным и даже безумным.

В фильме очень мало диалогов и много длинных медлительных сцен, что вкупе с мрачным настроением, убранством старинного особняка создает некое подобие гипнотической, ирреальной атмосферы. Бернар, Катрин и их особняк настолько контрастируют с местными жителями и окружающей серой обыденностью, что кажется, будто они пришли из другого мира – эдакие аристократы из прошлого. И именно в их среде появляется сверхъестественное существо Нади. Всё это сопровождает очень приятная меланхоличная музыка Серджа Кауфмана.

Понять сюжет этого фильма непросто. Везде нужно додумывать самому. Возможно, с помощью Нади авторы хотели показать скрытие фантазии Бернара, его мечты о молчаливой спутнице жизни, пришедшей взамен постоянно вмешивающейся в его дела Катрин, но, в конце концов, всё становится на свои места, ибо человеку не суждено ужиться с мистическим существом…

Бюджет фильма был мизерный и его не хватило на грамотную рекламную кампанию, из-за чего, возможно, он пролежал на полке три года, а затем незаметно прошел в кинотеатрах. Однако на главные роли были приглашены не актёры-любители, а вполне состоявшиеся в мире кино люди (пусть и не ставшие звездами). Элизабет Винер прекрасна в роли молчаливой Нади. Это была легкая для неё роль, ибо весь фильм Нади молчит. Учёного Бернала сыграл Марк Эйро, работавший с такими мастерами как Жан-Пьер Мельвиль и Константин Коста-Гаврас, а роль его жены досталась безвестной Мари-Анж Дютей.

«Водяной паук» - кино не для всех. Думаю, что даже при должной рекламной кампании эту картину бы поняли и полюбили единицы. Уж слишком специфический у неё контент и ещё более специфическая подача материала. Но те, кто по-настоящему любит weird cinema и открыт для всего странного, нового, необычного, непременно оценят её по достоинству. Забытый алмаз другой стороны французского кино.

L'araignée d'eau L'araignée d'eau
L'araignée d'eau L'araignée d'eau
L'araignée d'eau L'araignée d'eau
L'araignée d'eau L'araignée d'eau
L'araignée d'eau L'araignée d'eau
Материал опубликован: 13 июля 2018 года