Болезненные страсти маленькой графини
- Оригинальное название: Amori morbosi di una contessina, Fate la nanna coscine di pollo, I desideri morbosi di una contessina.
- Производство: Италия 1977г.
- Режиссер: Амази Дамиани.
- В ролях: Рита Кальдерони, Джанни Деи, Марина Хедман, Лида Ферро, Андреа Аурели.
В мае 1977 года Амази Дамиани начал съёмки второго фильма «ливорнской трилогии», который анонсировался как «психологический джалло» и имел странное название - «Спите сладко, цыплячьи ножки» (Fatte la nanna coscine di pollo), отсылающее к популярной в Тоскане колыбельной песенке. Работа над данной картиной была закончена в июле, в ноябре она успешно прошла цензурную комиссию, но в прокат выйти не смогла. В июне 1980 года титулатура «Fatte la nanna coscine di pollo» была официально сменена на более удобоваримую - «Болезненные страсти маленькой графини». Премьерный показ ленты состоялся лишь 1 марта 1983 года в ливорнском кинотеатре Lazzaro; по итогам недолгого проката, в основном ограниченного Ливорно, она собрала 80 миллионов лир. Затем фильм исчез из поля зрения и долгие годы считался «невидимкой».
С этим фильмом связана пара загадок. Существуют датированные 1979 годом печатные материалы - плакаты, афиши, карточки - в которых фильм именуется «Болезненные желания маленькой графини» (I desideri morbosi di una contessina), а среди актёров числится Аджита Уилсон (её имя напечатано с ошибкой - Ajta), которой не было в оригинальной версии. Высказывается предположение, что «I desideri morbosi di una contessina» - это переиздание «Amori morbosi...»; сказать что-то более определённое весьма сложно, потому что версию с участием Уилсон так и не удалось обнаружить.
Вторая загадка связана с существованием не менее таинственного хардкор-варианта. Дамиани рассказывал, что однажды он был вызван в суд Флоренции, где узнал, что на него поступила жалоба за создание порнографии. Судья продемонстрировал ему фильм для взрослых, снятый на основе «Amori morbosi...». Дамиани запомнилась сцена с Мариной Хедман, «которая делала удивительные вещи в хлеву». Режиссёр твёрдо заявил, что он не имеет никакого отношения к этой поделке и не знает, кто её изготовил, указав также на серьёзные отличия в манере съёмки между аутентичными и ХХХ-сценами.
Компания друзей - Сильвия, Мэри и Саймон - приезжает на вечер, организованный пожилой графиней Де Анджелис в своём особняке. Аристократка, принадлежащая к таинственной секте, практикующей сексуальные ритуалы, предлагает своим молодым гостям одно необычное дело. У дамы, в чьих жилах течёт голубая кровь, есть вилла, в окрестностях которой спрятан клад. Клад этот состоит из многочисленных драгоценностей, за которые можно выручить громадную сумму денег. Так вот, с позволения контессы, молодые люди могут поселиться на этой самой вилле и заняться поисками сокровищ. Контесса даже готова снабдить молодых людей подсказкой, которая значительно облегчит процесс поиска. Графиня уверена в том, что охота за кладом неминуемо приведёт троицу к серьёзному конфликту и сведёт на нет их дружбу. Гости дворянки принимают её заманчивое предложение и отправляются жить на виллу, считая, что никакого конфликта в коллективе не будет и их отношения друг с другом останутся нормальными. Едва успев обосноваться на новом месте жительства, искатели получают от графини обещанную подсказку: водитель контессы привозит на виллу конверт и вручает его молодым людям. Вскрыв конверт, приятели немало озадачиваются: они обнаруживают там только лист бумаги с надписью «Fatte la nanna coscine di pollo». Обе барышни и их спутник начинают ломать голову над тем, как им может помочь эта подсказка: на что же указывает название колыбельной песенки? Одновременно с этими размышлениями в компании кладоискателей начинает возрастать напряжение, так как мысленно каждый желает стать единоличным владельцем сокровищ. Первым не выдерживает Саймон: он убивает некоего Андреа, собирателя трав, часто появляющегося на территории виллы. Воспалённое сознание внешне добропорядочного индивидуума, видит в Андреа опасного конкурента, которого надо устранить любой ценой. Итак, первая кровь пролилась, а что же будет дальше?
Амази Дамиани снял медленный и вдумчивый фильм с очень интересным сюжетом. Картина у Дамиани вышла довольно пессимистичная и даже мизантропическая. Человек, по мнению Амази, опасное существо, чьи тёмные страсти спрятаны под маской внешней порядочности. Герои «Болезненных страстей…» - обыкновенные люди, которых, на первый взгляд, трудно заподозрить в чём-то предосудительном. Но когда в их жизни появляется перспектива без особых усилий сорвать большой куш, в их внутреннем мире берёт старт процесс нравственной деградации. Люди, вынужденные проводить большую часть времени на вилле и прилегающей к ней территории, в условиях негласной конкуренции друг с другом, становятся похожими на пресловутых пауков в банке. Двое кладоискателей психологически готовы к убийству, как к средству достижения успеха в этом необычном предприятии, а одна женщина предпочитает действовать более тонко, используя свою внешность: она соблазняет водителя контессы, надеясь со временем вытянуть из него сведения о местоположении сокровищ. Приятельским отношениям охотников за драгоценностями приходит конец, более того, вчерашние друзья в мгновение ока превращаются в смертельных врагов, стремящихся только к тому, чтобы обскакать ближнего своего, не гнушаясь при этом никакими средствами. Если на горизонте маячит материальная выгода, даже простой обыватель сильно рискует превратиться в аморального преступника, который ничем не лучше «профессионального» уголовника. Очень мрачный взгляд на «венец творения», не правда ли? Пожилая графиня, знаток человеческих душ, оказалась права, предрекая своим гостям серьёзные проблемы, с коими они непременно столкнуться во время поисков драгоценностей. Но и сама аристократка, «соблазнившая плебеев» тайным кладом, едва ли может быть оправдана, ибо в её действиях просматривается явный и очень нехороший умысел. То есть, как мы видим, в этом фильме все основные персонажи - отрицательные.
Действия в «Болезненных страстях…» практически нет. Режиссёр сосредоточился на создании специфической атмосферы зловещей таинственности, дополняемой лёгкой мрачностью. В этом он преуспел. Медленно разрушающаяся старая вилла, окружённая зелёными посадками, где не так-то легко встретить человека, уродливые барельефы и скульптуры, подражающие искусству античного Рима, запустение... Всё это создаёт у зрителя ощущение печали, подобное тому чувству, которое испытывает практически каждый из нас при уходе лета. Этот необычный визуальный ряд удачно дополняется музыкой Недо Бенвенути: особенно эффектно звучит женский вокал. Обратите внимание на сцену блужданий главных героев по парковой зоне, когда женский голос периодически, несколько заунывно, напевает колыбельную. Есть здесь сцены и с female nudity, но их немного.
Главные роли в этом безвестном фильме Амази Дамиани исполнили Рита Кальдерони, Марина Хедман, Джанни Деи и Лида Ферро. Для бывшей балерины и баскетболистки Риты Кальдерони 1977 год прошёл под знаком сотрудничества с Дамиани, давшего ей роли в двух своих лентах. Пик карьеры Риты, как известно, пришёлся на 1971-1974 гг., когда девушка активно работала с Ренато Ползелли («Правда по Сатане»/«Горячка»/«Реинкарнация Изабель») и Луиджи Батцеллой («Обнажённая для Сатаны»), после чего у актрисы, по моему мнению, начался период без ярких ролей. В «Болезненных страстях маленькой графини» Кальдерони (Сильвия) выглядит блекло, по сравнению, например, с той же Марсией из «Горячки». Хотя, быть может, Амази хотел видеть Риту именно такой. Вторую женщину в компании кладоискателей (Мэри) сыграла Марина Хедман, которая на момент съёмок фильма только начинала свою работу в кино. Марина не стесняется обнажаться и вообще выглядит очень свежо и сексуально, так как в те годы алкоголь ещё не был её постоянным спутником. Джанни Деи, которого большинство любителей итальянского кинематографа знает по главной роли в «Джалло в Венеции» Марио Ланди, воплотил на экране образ Саймона - единственного мужчины в компании охотников за кладом. Опытная Лида Ферро блестяще выглядит в ипостаси не совсем нормальной аристократки, наслаждающейся завлеканием людей в сети своей больной игры.
Автору обзора представляется, что фильм вряд ли вызвал бы широкий интерес, даже получи он полноценную поддержку от дистрибьюторов. Тому есть несколько причин. Во-первых, своим смысловым содержанием картина явно выпадала из контекста итальянских реалий 1977 года: экономического кризиса, коррупции и разгула бандитизма (в том числе и политически мотивированного). Сюжет «Болезненных страстей…» был далёк от повседневности рядового итальянца. Во-вторых, в фильме не было ничего «остренького»: кровавых убийств, половых извращений, большого количества обнажённой женской натуры и откровенных сцен совокуплений - то есть всего того, что возбуждало интерес среднестатистического аппенинского посетителя кинотеатров. В-третьих, тот самый среднестатистический любитель походов по кинотеатрам, мог воспринимать эту ленту как ядовитую инвективу в свой адрес - в адрес обывателя - легко попиравшего любые нормы нравственности и закона, едва он чуял запах денег. Картина Амази Дамиани не очень-то похожа на жанровый продукт.
«Болезненные страсти маленькой графини» - необычный и интересный фильм, рассчитанный на вдумчивого и мыслящего зрителя. Здесь есть отличный сюжет, специфическая атмосфера, хорошее музыкальное сопровождение и солидный актёрский состав. Этими достоинствами сполна позволяет насладиться медленное развитие событий на экране. А свежее тело скандинавской красавицы, иногда предстающее в своей первозданной красоте, придаёт фильму лёгкий шик. Не обошлось здесь и без неординарных аудиовизуальных решений. С чувством удовлетворения ставлю вышеописанной картине 10 из 10.