В поисках наслаждений
- Оригинальное название: Alla ricerca del piacere, Replica per un delitto, Amuck!, Hot bed of sex, Leather and whips, Maniac mansion, In search of pleasure.
- Производство: Италия 1971г.
- Режиссер: Сильвио Амадио.
- В ролях: Фарли Грэйнджер, Барбара Буше, Розальба Нери, Умберто Рао, Петар Мартинович, Патриция Вьотти, Дино Меле, Нино Сегурини.
В 1971 году Сильвио Амадио снимет сразу два первоклассных триллера, вышедших на экраны в первой половине 1972-го с разницей в пару месяцев – «В поисках наслаждений» и «Улыбка гиены» (Il sorriso della’iena). На сайте IMDB, как обычно, год привязан к кинотеатральном релизу, а не к году производства фильма (эти даты в некоторых случаях очень сильно различаются). В книге Dizionario del cinema italiano указан 1971 год, да и анонс фильма под названием «Peccati sulla laguna di Barbara Bouchet e Rosalba Neri» появился в журнале Cinestop за июль-август 1971 года. Т.е. картина была снята в 1971-м году, а вышла на экраны в 1972-м.
«В поисках наслаждений» - весьма необычный и красивый триллер, который отходит от привычных канонов джалло с их кровавыми убийствами и маньяками в чёрных перчатках. Эта картина получила некоторую известность и популярность в среде любителей еврокульта, благодаря участию двух знаковых актрис Барбары Буше и Розальбы Нери и лесбийской сцене между ними. В прокате фильм собрал 188 миллионов лир. Для сравнения вышедшая в конце 1971 года заключительная часть «животной» трилогии Дарио Ардженто «Четыре мухи на сером бархате» (Quattro mosche di velutto grigio) собрала 1 миллиард 231 миллион итальянских лир. Как видите, картина не была шибко популярна у зрителей, но скорее всего отбила затраты на производство и принесла прибыль создателям.
Грета Франклин (Барбара Буше) прибывает на удаленную виллу писателя Ричарда Стюарта (Фарли Грэйнджер) для работы секретарем. Но на самом деле её целью является расследование исчезновения предыдущей секретарши Ричарда Салли (Патриция Вьотти), а по совместительству и любовницы Греты. Работая на писателя, Грета постепенно узнает о его тайных делах с женой Элеонорой (Розальба Нери), их секретных развратных вечеринках и любительских фильмах, в одном из которых запечатлена Салли. Через некоторое время Ричард Стюарт начинает диктовать текст нового романа, который является реконструкцией событий убийства предыдущей секретарши. И в это время в реке полиция находит труп девушки. Сама же Грета ещё не знает о том, во что ввязалась, и что истинная цель её визита на виллу уже давно известна хозяевам…
Первоначально фильм носил название «Реконструкция убийства» (Replica per un delitto), а уже потом его поменяли на «В поисках наслаждений» (Alla ricerca del piacere), после чего на разных релизах он получал новые альтернативные названия, самым известным из которых было «Бешеный» (Amuck!), а самым странным «Горячая кровать секса» (Hot bed of sex).
«В поисках наслаждений» ни в коем случае не джалло и не ужасы, как указывается на некоторых ресурсах. Это детектив, триллер и эротика, причем каждый из этих жанров представлен в наилучшем виде. Картина имеет неплохую детективную интригу с небольшим количеством персонажей, которая прописана так, что предугадать дальнейшие события можно только в общем, но касательно каждого героя сказать что-либо конкретное не представляется возможным. А даже если вы и попытаетесь, то режиссёр умело уведет вас в сторону и внесет сумбур в ваши мысли. Разгадка истории, конечно же, понятна, но вот какой она будет в деталях – предсказать невозможно.
Картина имеет очень размеренный темп развития событий. Как я уже сказал выше, действующих лиц здесь совсем немного, а большая часть действия происходит на вилле и её окрестностях. Лишь иногда главные действующие лица выбираются в Венецию, но проводят там не так много времени, что не мешает авторам между делом показать красоту этого города. Никаких кровавых убийств здесь не будет, как и интенсивного действия. Фильм, прежде всего, интересен атмосферой и визуальным рядом, а уже потом сюжетом и всем остальным.
По словам Розальбы Нери режиссёр Сильвио Амадио был весьма строг на съёмочной площадке. И видимо эта строгость позволила ему создать настоящий алмаз итальянского эксплуатационного кино 1970-х, ибо в визуальном плане картина идеальна, как впрочем и в сюжетном. Снималось всё на вилле в Венето, которую авторам удалось заполучить в своё распоряжение на некоторое время. Прекрасная уютная обстановка, красивые женщины у камина среди больших картин на стенах и старинной мебели в тусклом свете – это прекрасно. В одной из таких сцен у Элеоноры случается приступ и в бреду она начинает говорить о будущем её окружения, а в этот же момент Ричард рассказывает о её экстрасенсорных способностях, что привносит некий легкий привкус мистики в повествование. Операторская работа Альдо Джордани великолепна. Грамотно выстроенный свет, красивые ракурсы, удачная цветовая гамма - всё выполнено на высшем уровне. Обстановка на вилле, визуальный ряд, прекрасные женщины в стильных одеждах (вся одежда Розальбы – из её личного гардероба), музыка и манера подачи материала дарят воистину эстетическое наслаждение и создают по-настоящему приятную атмосферу давно ушедших лет – волшебных 1970-х – времени, когда в кино было возможно всё или почти всё.
В первой половине фильма нас ждёт та самая знаменитая в кругах любителей итальянского кино сцена лесбийской любви между Барбарой и Розальбой. В наши дни порнографии и антиэстетики она смотрится весьма целомудренно, но снята настолько красиво, что невозможно оторвать глаз. Замедленная съёмка в сопровождении одновременно загадочной, романтичной и меланхоличной музыки Тео Узуэлли, в ходе которой две прелестные женщины ласкают друг друга – это шедевр, в каждой детали которого находишь очарование. Будь то сами актрисы или же медленно падающий и разбивающийся об пол стакан с водой. В остальной части фильма также будут сцены с обнаженкой, но описанная выше – это кульминация и квинтэссенция эротизма.
Музыкальное сопровождение Тео Узуэлли – тема отдельного разговора. Временами его музыка чем-то напоминает треки Эннио Морриконе с женским вокалом в качестве инструмента, в то время как другие композиции представляют собой уже более оригинальные, я бы даже сказал, «пикантные» мелодии, идеально подходящие для красивого эротического фильма (частично таковым «В поисках наслаждений» и является). Именно музыка пронизывает весь фильм особой атмосферой сексуальности и эротизма, которая достигает своего пика в сценах с обнаженкой и танцами. В ключевой сцене в финале играет ритмичная композиция с женским вокалом, повторяющим слово «Sexually», что как бы опять намекает на сексуальный подтекст происходящих на экране событий.
Главные роли в фильме исполнили настоящие звезды, среди которых была звезда мировой величины – Фарли Грэйнджер, который снимался у Альфреда Хичкока и Лукино Висконти. Говорят, что на съемочной площадке он был холоден и не участвовал ни в каких вечеринках и мероприятиях вне съёмок. Возможно, ему тяжело давалось такое падение от признанных мировых шедевров к картинам категории Б. Барбара Буше прекрасна в роли ведущей собственное расследование Греты и отлично гармонирует с не менее прекрасной Розальбой Нери, которая в будущем ещё раз поработает с Сильвио Амадио на съёмках триллера «Улыба гиены» (Il sorrisso della iena, 1972). Роль местного здоровяка сыграл Петар Мартинович (монстр из фильма «Леди Франкенштейн» (La figlia di Frankenstein) 1971 года), которого предложила Розальба Нери. Завсегдатай итальянских фильмов того времени Умберто Рао исполнил роль слуги в доме Стюарта.
«В поисках наслаждений» уже давно входит в список моих любимых фильмов. Современным зрителям он будет неинтересен (как и почти всё старое кино), но тем, кому близка эстетика 1970-х, кто неровно дышит к итальянскому кино и актрисам Буше и Нери, нужно обязательно ознакомиться с этим шедевром.