Main Reviews
top

Моей дорогой маме в день её рождения

bottom
Alla mia cara mamma nel giorno del suo compleanno
  • Оригинальное название: Alla mia cara mamma nel giorno del suo compleanno.
  • Производство: Италия 1974г.
  • Режиссер: Лучиано Сальче.
  • В ролях: Паоло Вилладжио, Лиля Кедрова, Элеонора Джорджи, Орхидея Де Сантис, Антонино Фаа Ди Бруно, Вера Друди.
bottom

В 1974 году в Италии было снято три фильма, тематику которых можно назвать «маммистской». Этот окказионализм образован от термина mammismo, введённого в оборот в 1952 году известным итальянским писателем Коррадо Альваро, и означавшим чрезмерную материнскую заботу о ребёнке, которая с годами формирует у последнего абсолютную зависимость от родительницы. Непонятно, правда, зачем потребовалось изобретать этот неологизм, если ещё в 1920 году швейцарский психоаналитик Раймон де Соссюр создал концепцию т.н. «комплекса Иокасты» - невротической привязанности матери к сыну. Одним из тех, кто обратился к данной теме, был Лучано Сальче - большой мастер комедийного кино, снявший ленту с длинным названием «Моей дорогой маме в день её рождения».

Alla mia cara mamma nel giorno del suo compleanno Alla mia cara mamma nel giorno del suo compleanno

Тридцатилетний Фернандо - отпрыск старинного графского рода, живущий в фамильном палаццо вместе со своей матерью, контессой Мафальдой, престарелым дядюшкой Альберто и парой слуг. Физиологически Фернандо взрослый мужчина, но вот ментально он прочно застрял в детстве, что особенно касается половой сферы. Основным желанием этого большого ребёнка, которого окружающие до сих пор называют уменьшительно - ласкательным именем Дидино, является попробовать настоящую женщину...

Хотя этот фильм аттестуется как комедия, смешного в нём не так уж и много, потому что его сюжет по-настоящему болезненный.

Итак, главному герою уже тридцать, но он так и остался ребёнком. Произошло это из-за того, что он всю жизнь подавлялся своей матерью, которая окружила его столь плотной опекой и любовью, что он не смог нормально развиваться. Как уже отмечалось выше, больше всего ущербность Фернандо проявляется во взаимоотношениях с противоположным полом. С одной стороны мужчина просто одержим сексом: он часто ходит на сеансы эротического кино, его комната оклеена многочисленными плакатами с обнажёнными моделями, а однажды он и вовсе заказывает себе надувную куклу из Дании. Однако максимум на что он способен с женщинами в реальной жизни - это фотографировать их нижнее бельё, спрятавшись в коллекторе, ибо реального контакта он просто-напросто боится. Сильно запаздывающая сексуальная эмансипация причиняет Дидино немало страданий и негативно влияет на его психическое здоровье (например, он приклеивает к обнажённым женщинам из журналов своё лицо). Забавно, что его дядя свято убеждён в том, что у Дидино не клеится с женщинами из-за того, что тот не хочет принять свою истинную природу - пассивного гомосексуала.

В какой-то момент в поместье приходят перемены: пожилая служанка, верой и правдой много лет служившая графской семье, гибнет от ужаса, увидев развлечения Дидино с надувной куклой в ванной. На замену усопшей в палаццо приходит её хромая внучка Анджела. Это юное и непосредственное создание быстро становится объектом вожделения дядюшки Альберто, который получает от неё от ворот-поворот. Но вот к Дидино Анджела относится совершенно иначе: девушка явно симпатизирует этому странноватому и неуклюжему субъекту. Несмотря на свою эмоциональную неразвитость Дидино быстро начинает ощущать интерес хромоножки к своей персоне, что приводит его к первому в жизни любовному роману. Но развитие у сына амурного чувства раздражает его маму, которая начинает ненавидеть новую служанку и всячески ей вредить. Но даже это не в состоянии остановить бурный поток взаимного чувства влюблённых и тогда контесса решается на преступление.

Alla mia cara mamma nel giorno del suo compleanno Alla mia cara mamma nel giorno del suo compleanno

Всем фильмам «маммистской» серии присуща левизна, выражающаяся в колкостях против высших классов общества. Режиссёр довольно подробно показывает изнанку жизни аристократии, где процветают лицемерие, разврат и психические отклонения. Единственный по-настоящему положительный персонаж - это Анджела, представитель народных низов.

Лучано Сальче относился к когорте фильммейкеров с талантом «выше среднего», а потому севший за просмотр Alla mia cara mamma... зритель будет избавлен от вызывающих раздражение обязательных атрибутов итальянских комедий эконом-класса: ужимок, бестолковой суеты, кривляний и криков. Юмор здесь довольно приятный, хотя и несколько специфический: то Дидино получает порцию детской мочи, увлёкшись фотографированием женского «подъюбочья», то предстаёт перед своей матерью в образе призрака Гитлера... Часто говорят, что этот фильм Сальче - очень удачный гибрид между комическим и трагическим. Возможно, это так, но, по мнению автора этих строк, больше правы те, кто отмечают преобладание чувства удушья и насилия, плохо скрытых под патиной комичности. И тому есть одна веская причина.

Дело в том, что режиссёры двух других «маммистских» картин, Альфредо Джанетти (Di mamma non ce n'è una sola) и Флавио Могерини (Per amare Ofelia), использовали в главных женских ролях Сенту Бергер и Франсуазу Фабиан соответственно. На момент съёмок им было 32 и 41 год и выглядели они мило и сексуально, что придавало фильмам лёгкость. Сальче же отдал роль матери французской актрисе русского происхождения Лиле Кедровой - 55-летней женщине с лишним весом и неприятным лицом. Её персонаж начисто лишает фильм комедийности и лёгкости, так как выглядит она уж очень отталкивающе, если не сказать тошнотворно. Пару Кедровой составил знаменитый комедийный актёр Паоло Вилладжио (тот самый «синьор Робинзон»), пухловатый и разменявший пятый десяток. Можно сказать много слов о том, как они смотрятся на экране в роли матери и сына, но лучше просто сравнить своё восприятие от них и от пары Сенты Бергер и Лино Каполиккио в «Di mamma non ce n'è una sola»: уверен, что все вопросы отпадут сами собой.

Помимо Кедровой и Вилладжио в данной картине Сальче также задействовал начинающую актрису Элеонору Джорджи, отлично справившуюся с ролью Анджелы, одного из секс-символов итальянского жанрового кино Орхидею Де Сантис (Иоланда), которую ради роли перекрасили в брюнетку и сделали так, чтобы она выглядела некрасивой (без особого успеха). Загадочная Вера Друди (неизвестны даже даты её рождения и смерти) мастерски сыграла пожилую служанку Дриаде. Самым примечательным человеком в этом фильме явно нужно назвать Антонино Фаа Ди Бруно - отпрыска старинного пьемонтского дворянского рода, генерала-гренадёра, который после выхода на пенсию ради развлечения подался в кино, где режиссёры старались давать ему роли аристократов. Не стал исключением и Лучано Сальче, отдавший экс-военному роль страдающего от тремора и похотливости дядюшки Альберто.

«Моей дорогой маме в день её рождения», безусловно, высокопробная кинопродукция, снятая талантливым режиссёром с участием опытных актёров, могущая похвастаться хорошим (с поправкой на итальянскую специфику) юмором, красивой локацией (римская Villa dei Massara) и небезынтересным сюжетом. Но по сравнению со своими «маммистскими» собратьями, фильм Сальче «тяжеловат» из-за персонажа Лили Кедровой.

Автор обзора: Almost Human.
Alla mia cara mamma nel giorno del suo compleanno Alla mia cara mamma nel giorno del suo compleanno
Alla mia cara mamma nel giorno del suo compleanno Alla mia cara mamma nel giorno del suo compleanno
Материал опубликован: 23 апреля 2021 года