Женщина-убийца
- Оригинальное название: Al-qatilah.
- Производство: Египет 1992г.
- Режиссер: Инас Эль Дегхейди.
- В ролях: Фифи Абду, Фарук Аль Фишави, Хассан Хосни.
Инас Эль Дегхейди с полным правом можно назвать enfant terrible египетского кинематографа. Родившись в многодетной консервативной семье, Инас не стала следовать поведенческим моделям, которые предписывал женщинам традиционализм, избрав свой собственный жизненный путь. Она закончила Институт кино и при первой же возможности (которой, правда, пришлось ждать очень долго) начала снимать фильмы, исследующие запретные в Египте темы: однополую любовь, СПИД, сексуальные проблемы женщин и т.д. Эль Дегхейди быстро приобрела себе большую известность и множество врагов, поскольку она не видела особой разницы между «умеренными»/«радикальными» исламистами и консерваторами. Эта женщина - режиссёр никогда не скрывала того, что думает и не раз выступала в СМИ со смелыми заявлениями, вроде «Легализация публичных домов в Египте - это нужное дело», особо подчёркивая, что она ни при каких обстоятельствах не покинет Родину. Поскольку египетский кинематограф всегда относился к числу т.н. «национальных», то есть ориентированных только на удовлетворение спроса внутри страны, то за пределами Египта её киноработы практически неизвестны. Ниже мы поговорим о картине «Женщина-убийца» (1992), которая приобрела некоторую известность в узких кругах ценителей экзотического кино.
Фильм начинается с отвратительной сцены: какой-то грязный пожилой мужчина затаскивает девочку в свою лачугу и совершает над ней надругательство. Далее действие переносится в Каир начала 90-х. В машине обнаружен труп мужчины, которого убили ударом ножа в спину. Следствие по этому делу поручают вести инспектору Хоссаму. Начав расследование, детектив понимает, что он столкнулся с серийным убийцей, поскольку количество трупов быстро начинает расти. Все жертвы - мужчины, убитые ножевым ударом в спину. Настоящим фурором становится смерть Аднана Эль-Махди - очень влиятельного и крупного правительственного чиновника. После этого преступления весь Каир стоит на ушах, а начальство требует от Хоссама активизации работы. Хоссаму всё же удаётся вычислить убийцу - ей оказывается скромная продавщица из цветочного магазина Рага Эль - Сайед. Но радость следователя от поимки убийцы длится недолго: копнув поглубже, полицейский понимает, что арестованная им женщина - сама жертва обстоятельств...
Данный фильм Эль Дегхейди можно охарактеризовать как социально-психологическую драму с элементами детектива. Расследование серии убийств не представляет интереса: режиссёр не стала создавать детективной интриги и личность убийцы становится известна сразу, как практически сразу становится известно и то, что его поимка - дело самого ближайшего времени. Первая половина фильма (примерно 60 минут из 100) представляет собой довольно однообразное зрелище. Скромная продавщица цветов Рага по вечерам превращается в вульгарную, но очень привлекательную жрицу любви, от вида которой мужчины теряют голову. Встречи с этой красавицей становится для её клиентов роковыми, потому что она одержима ненавистью к мужчинам.
Вторая часть «Женщины-убийцы» более интересна и полностью посвящена следствию и суду по делу госпожи Рага. Первое время после задержания преступницы инспектор Хоссам относится к своей подследственной отрицательно, видя в ней порочное существо, умело скрывающееся под маской милой и обаятельной продавщицы цветов. Но его оценка личности Рага резко меняется, когда во время обыска в её квартире он обнаруживает множество психотропных лекарств, выписанных женщине её психиатром. Дотошный Хоссам лично встречается с врачом и узнаёт от него, что в девятилетнем возрасте Рага была изнасилована взрослым мужчиной и это событие губительно повлияло на её душевное состояние. Женщина периодически становится одержимой неконтролируемой агрессией. Но эти нюансы абсолютно неинтересны начальству Хоссама, которое прозрачно намекает на то, что судьба Рага уже решена: она должна быть расстреляна, чтобы успокоить общественное мнение.
Во второй части фильма Эль Дегхейди поднимает целый ряд актуальных вопросов: насилие против женщин, коррупция власти, двойные стандарты традиционной морали. Принципы последней ставили женщину в подчинённое мужчине положение, фактически запрещая в случае чего «выносить сор из избы». Ближе к концу выясняется, что изнасилование в лачуге было не единственным травмирующим эпизодом в жизни Рага: она неоднократно подвергалась садистскому сексуальному насилию и будучи девушкой. Именно тогда она совершила первое убийство, заколов ножом своего мучителя и расчленив его тело в ванной. Одновременно с описанием прошлого Рага на экране идёт показ плачевного состояния национального правосудия. Переквалифицировавшемуся в адвокаты Хоссаму удаётся получить от суда направления своей подзащитной на психолого-психиатрическую экспертизу, которая первоначально признаёт, что убийства были совершены в невменяемом состоянии. Но вдова убитого крупного чиновника, одержимая чисто женской ненавистью к Рага, пускает в ход все силы, что навредить этой женщине. Сначала её подручные избивают Рага прямо в камере, а потом она организует вынесение смертного приговора и срывает подачу Хоссамом апелляции по этому поводу.
Немного о контенте. Фильм не содержит в себе ничего, что могло бы отождествить его с западными эксплуатационными лентами, в которых не было ничего, кроме преступлений и секса, использовавшихся как средство поражения воображения зрителя. В обсуждаемом фильме нет ни смакования убийств, ни большого количества эротизма. Чтобы донести до зрителя исследуемую проблему - беззащитность женщины в традиционалистском социуме - Эль Дегхейди использует нагнетание психологического напряжения, которое достигнет точки кульминации в трагическом финале. Вторая часть фильма, безусловно, смотрится интереснее первой, которая, кажется несколько затянутой.
На главную роль была приглашена очень популярная в Египте персона - Фифи Абду. Эта ровесница Эль Дегхейди считалась звездой танцев, а на экране она зачастую играла роли сильных женщин, легко одолевающих мужчин. Небезынтересен и тот факт, что Абду так же подвергалась критике со стороны клира (за «несоответствующие нормам ислама танцы»). Свою роль она сыграла очень хорошо. Гуманного и справедливого полицейского Хоссама играл знаменитый египетский актёр Фарук Аль Фишави. Он тоже выполнил свою работу без нареканий.
«Женщина-убийца» - неординарная и добротная работа, которую стоит посмотреть хотя бы для расширения своего кинематографического кругозора. Кроме того, этот фильм социально значим, поскольку затрагиваемые в нём проблемы характерны для многих стран.