Мучительные преступления
- Оригинальное название: Agonizando en el crimen.
- Производство: Испания-Франция 1968г.
- Режиссер: Энрике Лопез Эгилуз.
- В ролях: Хуан Логар, Ирэн Гутьеррез Каба, Елена Самарина, Томас Бланко, Хасинто Молина (Дэвид Молба).
В 1968 году испанский режиссёр Энрике Лопез Эгилуз снимает фильм «Знак оборотня» (La marca del Hombre Lobo), положивший начало известной хоррор-франшизе, прославившей актёра Пола Нэши. Эта картина стала самой известной из его скудной фильмографии. Однако в том же 1968 году Эгилуз выпускает ныне забытый триллер под названием «Мучительные преступления», одну из ролей в котором также сыграл Пол Нэши, а небезызвестный режиссёр Хуан Логар написал сценарий, музыку и выступил в главной роли…
В прологе нам показывают операцию, в результате которой умирает девушка. Чуть позже выясняется, что это была возлюбленная главного героя, студента-медика по имени Жан (Хуан Логар), которая попала на операционный стол в результате несчастного случая. После её смерти подающий надежды студент бросил учебу и начал жить воспоминаниями о своей невесте. Он стал немногословен и свел контакты с людьми к минимуму. Но это не единственная произошедшая с ним трансформация. Что-то произошло с рассудком молодого человека и теперь он медленно, но верно превращается в безумного маньяка, который начинает убивать своих же друзей и отрезать им различные конечности. Полиция находит расчлененные трупы один за другим, но кто может заподозрить уединенного живущего тихого человека, скорбящего о своей возлюбленной?
Некоторые источники называют этот фильм испанским джалло, но на деле он таковым не является. Здесь нет никакого неизвестного убийцы и никакой интриги. Личность маньяка нам известна с самого начала, а убийства он совершает, не скрывая своего лица. В те времена в Испании была ещё довольно сильная цензура, поэтому авторы не могли позволить себе показ обнаженки и кровавого натурализма, но всё же пара сцен в этом фильме, как мне показалось, могли быть достаточно жесткими для Испании того времени.
Над сценарием фильма работал Хуан Логар, который в будущем станет режиссёром и снимет шедевр «Два мужчины для Алексы» (Due maschi per Alexa, 1971). Пытаясь показать скорбящего Жана, Логар переполняет свой сценарий многочисленными сценами из его воспоминаний, которые слегка тормозят развитие событий. Достаточно посредственная режиссура Энрике Л. Эгилуза не позволяет зрителю проникнуться всем этим драматизмом, в результате чего картина в некоторых моментах откровенно скучна, но не настолько, чтобы вызвать негативные эмоции со стороны зрителя. Многочисленные воспоминания Жана, попытки друзей вернуть его к нормальной жизни, общение с родителями – всё это неплохо было бы разбавить динамичными сценами убийств, но увы, часть деяний маньяка остается за кадром, а остальные сняты достаточно целомудренно. И даже обозначенные выше «кровавые» сцены вряд ли кого удивят в наши дни.
Чего недостает фильму – так это хорошей атмосферы и болезненности. По сути, авторы показывают нам безумного маньяка, но они не смогли передать это безумие на экране и прописать его персонаж в сценарии так, чтобы зритель чувствовал, что главный герой – личность с болезненными фантазиями, чей разум поглотила тьма. Из-за этого фильм временами смотрится как драма с вкраплениями триллера.
Картина снималась во Франции и Испании в 1968 году. Это позволяет хотя бы минутку помечтать и представить, что фильм «Ночи оборотня» (Las noches del Hombre Lobo), чье существование некоторыми оспаривается, на самом деле существует и пылится в архивах какой-либо из европейский стран, ожидая своей премьеры спустя более чем 50 лет. В своих интервью Пол Нэши говорил, что этот потерянный фильм снимался во Франции в 1968 году его участие в «Мучительных преступлениях», снятых там же и в то же время дает шанс поверить в то, что он ничего не путал и действительно участвовал в съёмках самой загадочной ленты о Вальдемаре Данинском. Но не будем отвлекаться…
Главную роль в фильме исполнил Хуан Логар. Честно говоря, очень странный и неподходящий выбор. По сюжету Жан – студент медицинского университета, а внешне Логар – взрослый сорокалетний мужик. Да и остальные персонажи едва ли похожи на студентов. Одну из его сокурсниц сыграла Елена Самарина, актриса русского происхождения, регулярно снимавшаяся в испанском кино, в том числе и у Хесуса Франко. Сам же Пол Нэши появится на экране всего несколько раз за весь фильм и сыграет одного из полицейских детективов, расследующих убийства. Здесь он выступил под псевдонимом Дэвид Молба (David Molba).
«Мучительные преступления» – продукт своего времени. Этот фильм вряд ли будет интересен современному зрителю, тем более что сам по себе он далеко не шедевр. Но поклонники старого кино и в особенности Пола Нэши могут с ним ознакомиться. При всех его недостатках я не пожалел о потраченном на просмотр времени.