Засада в Босфоре
- Оригинальное название: Agguato sul Bosforo, Les mille et une nuits d'Istamboul.
- Производство: Италия 1969г.
- Режиссер: Луиджи Батцелла (Поль Амю).
- В ролях: Джино Турини (Джон Браун), Альфредо Риццо, Элеонора Варгас, Ливио Лорендзон, Миммо Поли (нет в титрах), Луиджи Батцелла (нет в титрах).
В начале 60-х годов большую известность получила серия фильмов о суперагенте Джеймсе Бонде, начатая картиной «Доктор Ноу» Теренса Янга, чьи кассовые сборы почти в 30 раз превысили производственные затраты. Итальянский жанровый кинематограф отреагировал на это с чуткостью барометра, начав один за другим выдавать ленты шпионской тематики. Одним из тех, кто попытался заработать на этом, был Луиджи Батцелла, снявший в 1969 году фильм «Засада в Босфоре».
Парочка авантюристов убивает известного геолога, профессора Хаттона, владельца уникального красного алмаза, который был обработан и вмонтирован в кольцо с тайником. Целью бандитов был не столько камень, сколько информация: учёный имел карту с указанием алмазного месторождения. Налётчики микрофильмируют схему, сжигают оригинал, надеясь сорвать астрономический куш, но в итоге становятся жертвами международной преступной группировки, чей босс хочет завладеть микрофильмом. Также в дело вмешиваются трое частных детективов экстра-класса (Марсель, Мартин и Марк), нанятых для расследования таинственного исчезновения профессора. Ареной столкновения противоборствующих групп становится Стамбул...
Луиджи Батцелла всегда работал в сфере безбюджетного кино, производя продукцию, от которой иногда буквально веяло презрением к зрителю (достаточно вспомнить его откровенно кретинские «порнонацистские» фильмы второй половины 1970-х). Но эта картина весьма неплоха (для уровня Батцеллы, разумеется), хотя и не лишена некоторых серьёзных огрех. Начать следует с того, что одним из её альтернативных названий значится «Большое дело в Порт-Саиде» (Colpo grosso a Porto Said). Думаю, что любому мало-мальски знакомому со школьным курсом географии человеку, будет понятна абсурдность альтернативной титулатуры, ибо никакого отношения к Босфору этот египетский город не имеет. Правда, французские дистрибьюторы оказались ненамного адекватнее своих итальянских коллег, дав этой поделке совсем уж несуразное название «Тысяча и одна ночь в Стамбуле».
Сюжет прерывист и запутан, но для режиссёра он явно имел второстепенное значение, основная ставка делалась на создание на экране «бондиановского» антуража: головокружительных приключений стильных шпионов, окружённых элегантными дамами, заговорами, опасностями, драгоценностями и большими деньгами. В этом деле создатели фильма преуспели и даже добавили к этим имитациям кое-что своё - «восточный» колорит. Данное слово заключено в кавычки неслучайно, так как на самом деле съёмки велись в Италии (Рим, Флоренция, Сперлонга) и весь «ориентализм» сводится к «турецким» одеяниям свиты султана и красивым интерьерам его же дворца, в котором, разумеется, есть и гарем («дворцовые» сцены это, пожалуй, лучшее, что есть в «Засаде»).
Действие начинается буквально с первых минут и продолжается вплоть до окончания фильма. Большей частью оно состоит из драк, хотя здесь ещё есть стрельба, погони на автомобилях, пытки, и даже несколько секунд с перемещениями на моторных лодках по морю. Драки поставлены плоховато, особенно смешно смотрится оная с участием бойца турецкого султана (толстый полуобнажённый темнокожий мужчина, облачённый в плотно обтягивающие белые штаны с рисунками в виде сердечек) и детектива Мартина, отдалённо напоминающего Георгия Вицина в экранизации «Женитьбы Бальзаминова». Из особо интересных «фишек» выделю эпизод, когда один из детективов и его знакомая дама вынуждены спасаться сначала от газа, а потом от «бассейна» с кислотой. Обилие действия и многочисленные приятные локации, на фоне которых иногда мелькают симпатичные барышни являются неоспоримыми плюсами фильма.
Актёрский состав ничем не примечателен. Любители итальянского кино со стажем увидят на экране крашеного Джино Турини, смахивающего на Петра Вельяминова будущего режиссёра Альфредо Риццо и Ливио Лоренцона. В небольшой роли ближе к концу фильма появится сам Батцелла. Из актрис заметна разве что безвестная Элеонора Варгас, сыгравшая Маргарет - изящную, хотя и отцветающую даму, связанную с преступной организацией. В нескольких сценах появится симпатичная Анна Орсо. Музыка Стельвио Чиприани весьма добротна.
«Засаду в Босфоре» с полным правом можно отнести к лучшим фильмам Луиджи Батцеллы. Работавшему при микробюджете режиссёру-новичку удалось снять весьма забавное подражание картинам об агенте 007, которое с удовольствием можно глянуть, когда хочется расслабиться и посмотреть что-нибудь лёгкое и ненапряжное.