3615 – звонок Пэр Ноэлю
- Оригинальное название: 3615 code Père Noël, Deadly games, Game over, Dial Code Santa Claus.
- Производство: Франция 1989г.
- Режиссер: Рене Манзор.
- В ролях: Бриджитта Фосси, Луис Дукро, Ален Мюси, Патрик Флоршайм.
Мало кто знает, что у известной комедии «Один дома» был своеобразный предшественник в лице французского триллера 1989 года «3615 – звонок Пэр Ноэлю». Конечно же, я немного слукавил, когда использовал слово «предшественник», ибо это совершенно разные по жанру ленты, но факт остается фактом, что впервые известная фабула о мальчике, защищающем свой дом от вторжения, появилась именно во французском фильме, который, как говорят, не имел официальных театральных релизов в США. (Оно и неудивительно, ибо американцам хватило проблем с письмами возмущенных зрителей после премьеры фильма «Тихая ночь, смертельная ночь», в котором Санта Клаус представал в роли маньяка).
Режиссёр Рене Манзор дебютировал в 1986 году с фильмом «Проход» (Le passage), главную роль в котором сыграл Ален Делон. Имя этого актёра значится и в обозреваемом фильме – как ни странно, в его титрах стоит посвящение Делону. Продюсером выступил Франсис Лалан, брат режиссёра Рене Манзора, а главную роль сыграл его сын Ален Лалан под псевдонимом Ален Мюси.
Главным героем фильма является мальчик по имени Тома (Ален Мюси), который живет в замке со своей мега-богатой мамой Джули (Бриджитта Фосси). Это весьма смышленый паренек, который для своего юного возраста отлично разбирается в компьютерах, технике и даже программировании. Ещё одним его увлечением является игра в войну. Для этого ему сделали кучу лабиринтов в стенах и подземельях, по которым он может попадать в разные части замка. В канун Рождества он поспорил с матерью о том, существует ли Дед Мороз (Пэр Ноэль во Франции). Мать не хотела, чтобы Тома слишком быстро становился взрослым и всеми силами пыталась убедить его в существовании сказочного персонажа. Также она добавила, что ели мальчик попытается увидеть его, то Пэр Ноэль может превратиться в злого монстра. Она ещё не знала, что её слова окажутся пророческими, ибо озлобленный и уволенный перед Рождеством работник в костюме Пэра Ноэля направляется к замку с целью сыграть в опасную игру с его обитателями…
Везде фильм, в основном, проходит как ужасы, но фактически это триллер с элементами страшной сказки, который можно было бы смотреть даже детям, если бы не несколько сцен и общая мрачная атмосфера. Режиссёр практически полностью абстрагируется от насилия и крови, показывая лишь мельком убийство собаки и намекая на смерти ещё нескольких эпизодических персонажей. Всё остальное экранное время отдано противостоянию Тома, пытающегося к тому же спасти своего престарелого дедушку, и зловещего Пэра Ноэла, который будет бегать с ножом по ночному замку.
Поначалу фильм может показаться вялым, ибо авторы уделяют очень много времени показу жизни главного героя, его увлечений и отношений с матерью. Но по прошествии получаса картина ступает на территорию страшной сказки, и всё оставшееся время будет отдано ожесточенному противостоянию в Рождественкою ночь. Представьте финальные сцены из «Один дома» только в мрачных интерьерах и с более зловещим врагом главного героя. Правда, он хоть и зловещий, но всё же не стремится убить мальчишку и несколько раз его отпускает, намекая на какую-то жестокую и понятную только ему игру. В одном моменте это выглядит даже слишком наивно, ибо убийца фактически предлагает сыграть жертве в прятки, причем «водить» должна жертва. В остальном же картина смотрится весьма неплохо, а главное – очень быстро увлекает зрителя, да так, что тот и не заметит, как пролетят полтора часа.
Чуть выше я написал, что лента весьма атмосферна. Действие происходит в ночное время суток, в рождественскую ночь, в удаленном от цивилизации замке, куда можно добраться только на машине, да и то небыстро. Устрашающе выглядящий маньяк, старинное убранство замка, мрачная и местами «рокерская» музыка, большое количество действия и правильно подобранное освещение наполняют этот фильм весьма атмосферным саспенсом. Я всё же позволю себе две маленькие придирки: замок был явно не настоящий, ибо уменьшенная модель видна невооруженным глазом, а авторы даже не позаботились как-то это исправить. Ну и жаль, что в фильме не так чувствуется «рождественская атмосфера», как во многих других хоррорах схожей тематики. Но это всё мелочи.
Будучи противником участия детей (в первую очередь в главных ролях) в фильмах ужасов, я могу сказать, что это творение мне понравилось, даже несмотря на юный возраст главного героя. Да, сюжет, конечно же, наивный (эдакий мини-Рэмбо успешно противостоит безумному маньяку в старинном замке), но в то же время картина очень сильно увлекает и смотрится очень легко. Поэтому я не буду к ней придираться и смело порекомендую её всем любителям необычного хоррора и фильмов со смелыми нестандартными сюжетами.