Зедер
Оригинальное название: Zeder, Zeder: voci dal buio, Zeder - Voices from the dark, Revenge of the dead, Voices from the Beyond.
Производство: Италия 1983г.
Режиссер: Пупи Авати.
В ролях: Габриэле Лавиа, Энн Кановас, Паола Танциани, Боб Тонелли,
Алессандро Партексано, Фердинандо Орланди, Джон Стэйси, Марчелло Туско.
Я много раз смотрел этот фильм, но всё никак не решался написать на него рецензию. И вот, после очередного пересмотра, решил поделиться впечатлениями. «Зедер» - четвертый или пятый по счету фильм ужасов одного из самобытных режиссёров итальянского кино Пупи Авати. Данная картина частенько причисляется к жанру зомби-фильмов, а в США она была издана под названием «Месть мертвецов» (Revenge of the dead) и с соответствующей обложкой, что привело к предсказуемому результату: множество любителей динамичных и кровавых фильмов о мертвецах долго плевались и писали гневные отзывы на этот фильм, так и не поняв, что это, если так можно выразиться, «интеллигентный» фильм ужасов, картина для «думающих» любителей страшного кино, а не для поклонников бездумной мясорубки.
Итак, перед нами не зомби-фильм в привычном понимании этого слова, а страшная и одновременно красивая атмосферная история с достаточно сложным и оригинальным сюжетом. Интересен тот факт, что вышедший чуть позже роман Стивена Кинга «Кладбище домашних животных» повторяет общую фабулу данного творения, а также имеет множество схожих моментов. Только вот роман знают все, его эффектно экранизировали, а «Зедер» уже давно позабыли, несмотря на то, что он является настоящим шедевром, как в сюжетном, так и в визуальном плане.
Как я уже сказал выше, сюжет этого творения достаточно сложный и оригинальный, а некоторые сцены сняты настолько необычно, что временами кажется, будто они отрываются от общей истории и имеют с ней мало общего. Первые 10 минут фильма как раз представляют собой нечто непонятное и странное. Ночью возле старинного особняка стоит женщина, неожиданно сзади неё появляется фигура в чёрном: в следующей сцене её труп лежит у патологоанатома. Далее нам оказывают странный эксперимент всё в том же старинном особняке: некие люди что-то ищут в этом доме, в котором слышны странные звуки, а под половицами находится нечто неизвестное, которое периодически их поднимает. Девушку против её воли спускают в подвал, где она падает на землю и словно сумасшедшая начинает рыть землю. Далее мужчина, спустивший её, убегает наверх, крича, что он что-то нашел, после чего нам опять показывают тень, а в следующей сцене девушку с разорванной ногой поднимают наверх. Это был пролог, первые 10 минут фильма, безо всяких объяснений происходящих на экране событий. Мрачно, атмосферно, загадочно.
И только после этого загадочного пролога начинается внятное повествование. Главным героем фильма является писатель по имени Стефано (Габриэле Лавиа), которому на годовщину свадьбы жена Алессандра (Энн Кановас) дарит старую печатную машинку редкой модели. Естественно, этой же ночью Стефано решил её опробовать и обнаруживает ленту от предыдущего владельца. Будучи любопытным человеком, писатель решает прочитать, что же печатали до него на этой машинке. Это превзошло все его самые смелые ожидания: предыдущим владельцем аппарата был некий ученый Паоло Зедер, исследовавший аномальные зоны нашей планеты. Он установил, что в определенных местах существуют так называемые зоны К, в которых останавливается время и события идут по совершенно другому сценарию, а главное – если похоронить человека в зоне К, то он может вернуться к жизни. Стефано очень заинтересовался этой темой и начал собственное расследование, но он ещё не знает, что секретная подпольная организация, ведущая запрещенные исследования, уже знает о его намерениях и сделает всё возможное, чтобы не дать правде увидеть свет…
Как видите, в сюжете особо не говорится о зомби, живых мертвецах и он не располагает к демонстрации натуралистичных сцен насилия. Ожившие трупы здесь, конечно же, появятся, но они не будут пожирать свои жертвы. В этом фильме они ведут себя по-другому и словно находится под контролем исследователей, чей центр обосновался в старом заброшенном здании в Болонье, как раз недалеко от той самой зоны К. Мертвец здесь будет один (не считая незначительных эпизодов), а именно труп священника Дона Луиджи Коста, который попросил похоронить себя в этой аномальной зоне. Экранного времени у него немного, а большинство убийств останется за кадром: нам лишь покажут парочку трупов с разорванными шеями. Это и привело в ярость поклонников традиционных зомби фильмов, которые ждали экшена, а получили, по сути, атмосферный мистический шпионский детектив. Конечно же, это был обман со стороны дистрибьюторов, которые намеренно рекламировали данный фильм как картину о живых мертвецах, хотя она ей по сути не является.
«Зедер» - это вдумчивый и атмосферный фильм, просмотр которого крайне не рекомендуется любителям только безмозглого кино и людям с заниженным уровнем интеллекта. Они просто не поймут это творение, и будут плеваться желчью почем зря. Пупи Авати – мастер атмосферного кино и этот фильм ещё одно тому подтверждение. После странного пролога нас ждёт медленно развивающаяся, но чертовски интересная история, замешанная на мистике и берущая начало из детективного и шпионского жанров. Большая часть экранного времени уходит на расследования главного героя: он постоянно что-то выискивает, строит догадки и гипотезы, а в это же самое время краски постепенно сгущаются. Сразу после пролога картина начинается довольно жизнерадостно и постепенно с течением времени тона становится всё мрачнее и мрачнее. Ближе к финалу нас ждёт не одна страшная и одновременно красивая сцена.
Многие эпизоды ленты сопровождаются интересными звуковыми эффектами. Даже там, где зомби нет и быть не может, авторы вставляют звуки мертвецов, словно показывая, что над главным героем уже нависла тень смерти и что ему уже не спастись. Звуковые эффекты сделаны очень качественно и наложены на отличный саундтрек Рица Ортолани, возможно даже лучший в его карьере. Симфонические и ритмичные мелодии, перемежающиеся со звуками мертвецов вкупе с мрачным визуальным рядом и загадочным сюжетом производят неизгладимое впечатление на зрителя. А сцена восстания Дона Луиджи Коста – просто шедевр в отдельно взятом фильме: жуткий труп с не мене жутким хохотом медленно разламывает полы в старом доме и начинает преследовать главного героя под соответствующую музыку. Добавим к этому ещё и конспирацию в сюжете, а также нежелание авторов раскрывать детали тех или иных событий, и мы получим идеальный пугающий мистический детектив.
На главную роль был приглашен знакомый любителям итальянского кино актёр Габриэле Тинти. Честно говоря, я не думал, что он будет так хорошо смотреться в этом фильме… Его партнершей по съёмочной площадке была Энн Кановас, снимавшаяся в основном во французском кино. Пупи Авати практически никогда не приглашал шибко известных актёров и актрис на съемки своих фильмов и частенько работал с друзьями, часть из которых регулярно появлялась во многих работах режиссёра.
«Зедер» - отличный пример того, как надо снимать оригинальные, красивые и атмосферные фильмы. Интересный сюжет, потрясающий саундтрек, грамотно выстроенная атмосфера и детективная интрига – у этого фильма нет недостатков. Гениальная работа гениального режиссёра.
Материал опубликован: 25 декабря 2012 года.