Жёлтый: кузины

  • Оригинальное название: Yellow: le cugine.

  • Производство: Италия 1969г.

  • Режиссер: Джанфранко Балданелло.

  • В ролях: Лиза Сигрэм, Маурицио Бонулья, Катерина Барберо, Франко Риччи, Аттилио Доттезио.

Имя Джанфранко Балданелло обычно ассоциируется с мрачным и мизантропическим спагетти-вестерном «Чёрный Джек», который вполне правомерно считается лучшей работой этого малоизвестного режиссёра. Но серьёзно интересующиеся итальянским кино синефилы выделяют ещё один фильм Балданелло: «Yellow - Le cugine», снятый им в 1969 году и принёсший 134 миллиона лир дохода. Со временем эта лента была предана забвению и оказалась в синетеке Центра экспериментальной кинематографии, откуда её копия с предупреждением о недопустимости коммерческого использования и была явлена миру. Присутствующее в названии картины слово Yellow вводит в заблуждение, поскольку на деле «Кузины» - не джалло с фантомным преступником в чёрных перчатках, совершающим кровавые убийства, а нечто вроде драмы с элементами криминала.

На похороны престарелого и богатого аристократа Гамбини заявляется Валентина и её муж Пьер. Там Валентина, приходящаяся усопшему внучкой, знакомится со своей двоюродной сестрой, Мартой. Кузинам предстоит жить вместе в большом доме покойного, но Валентина приехала к Марте не просто так, а ради получения своей доли наследства. Обе сестры абсолютно не похожи друг на друга: если Марта настоящая аристократка, предпочитающая подчёркнуто скромный и даже строгий стиль в одежде, уединение и могущая похвастаться безукоризненными манерами, то Валентина представляет собой полную противоположность. Она глупа, взбалмошна, бескультурна, любит вызывающие наряды и алкоголь. Под стать себе она выбрала и мужа. Но, к сожалению, долго находившаяся в одиночестве Марта влюбляется в Пьера и в старом доме образуется любовный треугольник, впрочем, долго не просуществовавший: в один день кто-то обнаруживает в окрестностях тело Валентины, погибшей насильственной смертью. За расследование дела берётся комиссар Саккара, который поначалу подозревает в причастности к преступлению Пьера, но в итоге выяснится, что убийство совершил вовсе не он...

Балданелло обращается к тематике внутрисемейного противостояния, где к борьбе за наследство примешивается личная неприязнь, хотя по большому счёту в «Кузинах» многое сводится к контрадикциям двух женщин из-за мужчины, а финансовый вопрос имеет второстепенную важность. Детективной интриги здесь нет, ибо понять, кто убил одну из кузин вовсе несложно. Но отсутствие хорошей криминальной составляющей компенсируется отличной историей человеческого иррационализма, вызванного к жизни страстью, и того, к чему это в итоге привело. Поначалу Марта Гамбини соблюдает дистанцию между собой и парой Валентины и Пьера. Это и понятно, поскольку эти двое могут вызвать у порядочных людей разве что презрение. Смазливые и очень ограниченные молодые люди только и делают, что катаются на спортивном автомобиле и различными способами прожигают жизнь. Едва очутившись в находящемся в трауре доме, они устраивают там вечеринку, на которую приглашают своих друзей. Впрочем, назвать вечеринкой этот процесс коллективного употребления спиртного и дурманящих средств вкупе с развратом, весьма сложно. Увы, но Марта теряет всё своё самообладание при первом же натиске Пьера, не считающего себя обязанным соблюдать верность супруге. Долгое одиночество Марты привело её к желанию близости. Сначала она с трудом отбилась от домогавшегося её знакомого Валентины и Пьера, но это событие отложилось у неё в голове, равно как и лицезрение свободных нравов своих родственников и их окружения. Вполне закономерно, что завладевшая женщиной страсть, толкнула её в объятия чуть ли не первого же попавшегося мужчины, хотя он явно не был достойной партией. Но эта страсть, «амок», не ограничилась любовным приключением, а привела к трагическим событиям, плодами коих сполна воспользовался презренный и беспринципный человек.

Действия в «Yellow - Le cugine» нет. Всё построено на показе взаимоотношений кузин и Пьера плюс немного времени уделяется полицейскому расследованию убийства. При продолжительности фильма в 78 минут режиссёру удалось многое: воссоздать психологические портреты главных действующих лиц, показать превращение Марты из аррогантной и нравственно непоколебимой аристократки в охваченную любовным помутнением женщину, готовую на всё ради гнусного и ничтожного человека. Психологическая часть истории выглядит очень правдоподобно и убедительно, чего не скажешь о криминальной: то, что преступник не только не избавился от важнейших улик, но и, напротив, хранил их у себя дома смотрится странно. Но это не сильно вредит качеству фильма, так как в оном ключевую роль играет именно изображение критической коллизии личной жизни.

Режиссёр смог обойтись без участия именитых актёров, а те, что попали на съёмочную площадку, сыграли профессионально, особенно это касается исполнительницы роли Марты. Не стал Балданелло включать в фильм и обнажённую натуру, хотя лёгкий эротизм тут, конечно, есть. Необычен и визуальный ряд: грязно-жёлтый, с лёгкими дефектами плёнки, десятилетия пролежавшей в хранилище.

«Кузины» - очень достойная и интересная лента, с которой могут ознакомится ценители забытого итальянского кино.

Автор обзора: Almost Human.


Материал опубликован: 28 ноября 2014 года.