Янки

  • Оригинальное название: Yankee.

  • Производство: Италия-Испания 1966г.

  • Режиссер: Тинто Брасс.

  • В ролях: Филипп Лерой, Адольфо Чели, Мирелла Мартин, Виктор Израэль, Паскуале Базиле, Жак Эрлен.

Почти что 30-летняя работа в сфере эротического кино, заслуженно сделала Тинто Брасса мэтром клубнички. Режиссёр стал буквально-таки иконой жанра, стал настолько, что даже люди, далёкие от увлечения кино, уверенно ассоциируют его имя с фильмами для взрослых. Перефразируя одну знаменитую строчку из произведения советского классика, можно сказать: «Мы говорим эротика, подразумеваем – Брасс, мы говорим Брасс, подразумеваем – эротика». Но полученный Тинто, почти что официальный титул короля эротики, имеет и что-то вроде побочного эффекта, а именно: доэротические работы режиссёра оказались практически забыты. А ведь в период 1958-1971 гг. Брасс снял более десятка хороших и интересных лент в самых разных жанрах (остряки от кинематографа за глаза называли Джованни «человек-оркестр итальянского кино»). Одной такой лентой был спагетти-вестерн «Янки», снятый на волне популярности этого жанра, как в самой Италии, так и на Западе вообще.

Главным героем фильма является незнакомец по прозвищу Янки. Ловко разобравшись с наглым бандитом, попытавшимся ограбить салун, американец продолжает свой путь по пустынным пространствам Дикого Запада. Пересекая некую реку, Янки получает предупреждение от аборигена, говорящего, что дальше ехать опасно. Располагающиеся за рекой земли и городок находятся под властью бандитского вожака Гранде Кончо, который, не задумываясь, расправляется с чужаками. Но Янки, не вняв совету местного жителя, отправился туда, куда считал нужным. В офисе шерифа американец узнаёт, что за головы Гранде Кончо и его соратников полагается очень много денег, но блюститель закона не торопится ловить или убивать бандитов по причине страха перед головорезами. Янки решает, что было бы очень неплохо ликвидировать банду, получив за это вознаграждение, но сначала будет лучше свести личное знакомство с легендарным преступником, чтобы попытаться использовать его в деле добычи крупной партии золота. Охотнику за головами удастся познакомиться с тем, чьё имя наводит страх на местных жителей, но вот использовать того в личных целях не получится: между Янки и мексиканцем начнётся самая настоящая война, жертвами которой станет множество разных людей…

Перед нами отличный спагетти-вестерн со всеми его атрибутами: жестокими бандитами, охотником за головами (мало чем отличающимся от бандитов), непредсказуемо развивающимся сюжетом и оригинальными персонажами.

Гранде Кончо, этот безжалостный стрелок, обитает в заброшенной церкви. Мексиканец явно страдает крайней формой мании величия, говоря о себе в третьем лице, и именуя себя «grande». Стены «штаба» Кончо завешаны картинами, изображающими его самого в различных ракурсах и ситуациях. Интересно и окружение «диктатора»: интеллигентный мужчина по кличке Философ, смазливый юноша Ангельское личико, покрытый рисунками Татуировка, обладатель солнечной улыбки Золотые зубы, красотка, умеющая гадать на картах (любовница Кончо), Художник, Португалец… Вся эта компания смотрится очень и очень колоритно.

Протагонист фильма, Янки, представляет собой такой распространённый в итальянских вестернах тип, как Незнакомец. Его настоящее имя неизвестно никому, он нигде не задерживается надолго, а его единственной целью является нажива, хотя Незнакомца нельзя считать аналогом кровожадных бандитов, готовых убивать кого угодно, иногда даже и без причины: у Stranger’a есть кодекс чести. Именно таков и Янки. Он готов уничтожать бандитов, чтобы получить вознаграждение за их головы, но он также допускает возможность вступить с ними во временный союз, дабы было легче получить золото, охраняемое отрядом федеральных солдат. Янки, таким образом, также является бандитом, но не беспредельщиком, опьянённым кровью. Иногда Янки и вовсе благороден: он спасает от ограбления салун и выручает из беды одну женщину, которую бандиты тащили на верёвке вслед за лошадью.

Повествование ведётся достаточно монотонно, но в тоже время на экране всегда что-то происходит. В фильме есть некоторые жестокие сцены, хотя жестокость эта скорее психологическая, нежели натуралистичная.

Главные роли в фильме исполнили Филипп Лерой (Янки) и Адольфо Чели (Гранде Кончо). Мне доводилось читать, что француз, дескать, не совсем справился со своей ролью, так как его экранный герой выглядит недостаточно cool. Сие в принципе соответствует действительности, но, на мой взгляд, это только плюс: Янки смотрится на экране как обыкновенный человек, который, подобно всем людям, может проявлять эмоции и нервозность в различных экстремальных ситуациях. То есть герой Лероя более правдоподобен и сложен, нежели абсолютно хладнокровные и лишённые эмоций ганфайтеры. Игра Адольфо Чели очень хороша, он прекрасно изобразил полубезумного бандита.

«Янки» - отличный образчик итальянского вестерна и единственная в данном жанре работа великого «эротициста» Тинто Брасса. Интересный сюжет, колоритные персонажи, красивый видеоряд, классная актёрская игра и экспериментальная работа оператора дополняются приятным саундтреком от Нино Россо. Один из лучших спагетти-вестернов.

P.S. Есть информация, что сам Тинто весьма прохладно относился к «Янки», чуть ли не отказываясь признавать этот фильм своим. Такая ситуация сложилась из-за того, что режиссёр снимал эту ленту, якобы, в условиях творческой несвободы, выполняя указания продюсеров что и как делать.

Автор обзора: Almost Human.


Материал опубликован: 02 ноября 2013 года.