Свеча для Дьявола


Оригинальное название: Una vela para el diablo, A Candle for the Devil,
It Happened at Nightmare Inn, Nightmare Hotel, Nightmare Inn.
Производство: Испания 1973г.
Режиссер: Юдженио Мартин (Юджин Мартин).
В ролях: Аурора Баутиста, Эсперанца Рой, Виктор Альказар (Вик Уиннер),
Лоун Флеминг, Бланка Эстрада (Бланш Эстрада).
       Имя испанского режиссёра Юдженио Мартина у российского зрителя больше всего ассоциируется с отличным фильмом ужасов «Экспресс ужасов» (Horror express) и довольно слабым вестерном с Ли Ван Клифом «Река негодяя» (Bad man’s river), но на самом деле в фильмографии этого человека есть множество интересных фильмов, среди которых стоит отметить триллер «Свеча для дьявола», о котором сейчас пойдет речь.

       Над сценарием этой ленты работали сам Юдженио Мартин и некий Антонио Фос, который двумя годами раньше участвовал в написании сюжета к аналогичному триллеру Элоя де ла Иглесии «Неделя убийцы» (La semana del asesino). И что самое главное – оба фильма, несмотря на то, что их снимали два совершенно разных режиссёра, очень похожи по стилю и даже по визуальному ряду. Обе картины рассказывают об отклонениях в человеческой психике и показывают нам трудовые будни маньяков, которые прячут трупы жертв в своих же жилищах. Оба фильма похожи визуально – преобладают холодные оттенки коричневого и частенько нам показывают не самые фешенебельные кварталы города. И оба фильм заканчиваются разоблачением маньяков, причем нам не показывают их дальнейшую судьбу, а только дают понять, что их разоблачили и что больше они никому не причинят вреда. В 1990 году малоизвестный турецкий режиссёр снял римейк этого фильма под названием «Ураган насилия» (Vahset kasirgasi).
       «Свеча для дьявола» - довольно странное название для подобного фильма, ибо никаких свечей и готики, а уж тем более поклонения тёмным силам здесь нет. Фильм начинается со случайного убийства молодой девушки, остановившейся в гостинице маленького испанского городка, которой владеют две странные женщины средних лет. Эти сестры дико набожны и во всём видят грех. Увидев загорающую без лифчика девушку, они попытались выставить её из отеля, но неосторожно толкнули, и та полетела вниз по лестнице. В результате такого падения она скончалась на месте. Старшая сестра Марта заговорила о воле божьей и вместе с младшей Вероникой они спрятали труп. На следующий день в отель приезжает сестра убитой и ей говорят, что приехавшая сюда несколько дней назад девушка-фотограф внезапно уехала. С течением времени эти две женщины совершат ещё ряд преступлений, а сестра первой жертвы, заподозрив неладное, начала собственное расследование…

       Юдженио Мартин создал очень напряженный, но в то же время неторопливый триллер. Он решил не показывать дикие сцены насилия, а уделил много времени демонстрации характеров двух главных героинь и их медленному спуску в пучину безумия, когда Марта и Вероника будут видеть грех во всём и считать, что всё, что они делают – воля Божья. Эти две женщины постепенно будут убивать всё больше и больше, пока совсем не сойдут с ума и не начнут уничтожать всех, кто у них останавливается. Причем сами они далеко не ангелы, ибо Вероника уже давно спит с молодым парнем, который работает у них в отеле, и ворует деньги у сестры. Она более адекватна, чем Марта и временами кажется, что она не одобряет её действия, но боится ей перечить.
       Как я уже сказал, сюжет развивается неторопливо, но в то же время всё построено так, что зритель будет сидеть в напряжении вплоть до самых финальных титров. Убийства и действие равномерно разбросаны по всему фильму, а финальные дикие сцены с хранением трупов в бочках с вином и преследованием девушки по отелю – просто великолепны. Интересен факт, что, несмотря на то, что в фильме задействовано немало молодых актрис, в сценах с обнаженкой участвуют в основном только две главные героини-сестры. А ведь актрисам было уже под 40 и под 50 лет соответственно. Причем этих сцен с обнаженкой довольно много, хотя они и не особо откровенны.

       На главные роли Юдженио Мартин пригласил двух ветеранов испанского кино – Аурору Баутисту и Эсперанцу Рой. Несмотря на довольно продолжительные творческие карьеры, эти актрисы не добились особой известности. В остальных ролях задействованы уже более известные любителям испанского кино актёры. Виктор Альказар, не раз появлявшихся во многих фильмах ужасов, исполнил роль местного парня, который помогает главной героине расследовать исчезновения девушек. Бланка Эстрада и Лоун Флеминг сыграли жертв религиозных фанатичек. Собственно, это и есть все главные герои фильма, ибо остальные персонажи практически не несут смысловой нагрузки и выполняют лишь вспомогательные роли.

       «Свеча для дьявола» - довольно качественный и интересный триллер, который непременно придется по душе всем любителям европейского кино и в особенности тем, кто любит кино про маньяков. К разряду шедевров я бы его относить не стал, но определенно это крепкая работа.

Материал опубликован: 24 августа 2010 года.