Исчезающая точка


Оригинальное название: Vanishing Point.
Производство: США-Великобритания 1971г.
Режиссер: Ричард С.Сарафьян.
В ролях: Барри Ньюман, Кливон Литтл, Шарлотта Ремплинг, Гильда Текстер.
       Культовый фильм американского режиссёра Ричарда Сарафьяна «Исчезающая точка», несмотря на свою ориентацию на не очень широкий круг зрителей, уже давно стал классикой и по словам Квентина Тарантино является эталонным фильмом о погонях на автомобилях. И, посмотрев его, нельзя с этим не согласиться, ибо это действительно качественное зрелище, отражающее бунтарский дух 1970-х, полное захватывающих дух автомобильных погонь и с очень неожиданным финалом.

       Главный герой фильма – бывший гонщик и коп Джим Ковальский (Барри Ньюман). Теперь он работает на одну маленькую фирму и перегоняет автомобили по всей Америке. В один день он поспорил со своим другом, что к определенному времени доставит новенький Dodge Challenger из Колорадо в Сан-Франциско. Не подчинившись парочке полицейских на мотоциклах во время езды по одинокому шоссе, Ковальский подписал себе приговор. Со временем его будет преследовать вся полиция всех штатов, которые он будет проезжать. Ковальский теперь полагается только на самого себя и ему нечего терять, поэтому он вновь выжимает педаль газа и мчится на бешенной скорости по пустынному шоссе…
       Как можно догадаться, сюжет служит лишь оправданием показа многочисленных погонь на автомобилях и очень недурных спецэффектов, выполненных на высочайшем уровне и с настоящими автомобилями. Ковальский будет мчаться на бешенной скорости не только по одинокому шоссе, но и по пустыне, встречая на своему пути разных людей, часть из которых будет ему помогать. Его единственным верным спутником, если так можно выразиться, является слепой ведущий одной радиостанции, который постоянно подсказывает Ковальскому о планах полиции и о том, куда бы лучше свернуть, чтобы не попасть им в лапы. Главный герой познакомится со многими людьми, и все будут помогать ему и поощрять его действия. Это будет и забавных дедок, который ловит змей, и хиппи, и байкеры, один из которых поможет Джиму прорвать полицейское оцепление. Видимо этим режиссёр попытался показать бунтарский дух Америки 1970-х и сравнить свободную жизнь главного героя с несвободой остальных людей, живущих по правилам, установленным группой таких же представителей человеческой расы, как и они сами.

       Главный герой – это тема отдельного абзаца. Ковальский - человек, которому нечего терять, для которого нет места в этом мире и который не хочет мириться с его порядками. Он просто мчится на полной скорости, едва ли зная, куда и зачем, а возможно и не зная, но только мы зрители об этом никогда не догадаемся. Этот человек поставил на кон всё ради свободы и это делает его незаурядной личностью с сильным характером, можно сказать героем. Периодически режиссёр рассказывает историю жизни главного героя мелкими штришками в виде флэшбэков из его жизни и рисует картину дикого мира, в котором нет места чести и справедливости и в котором правят безнравственность, хитрость и предательство. Кто ему встречается на пути? Полицейские, превышающие свои служебные полномочия, пара гомосеков, размахивающих кольтом, девушка, катающаяся голышом на мотоцикле и готовая прыгнуть в постель к первому встречному, странный пастор, церковь которого больше похожа на религиозную секту… В прошлом у Ковальского тоже был один негатив. Из многочисленных коротких флэшбеков мы узнаем, что раньше он был полицейским, которого уволили за то, что он помешал своему напарнику изнасиловать подозреваемую девушку и тем самым пошел против системы. Далее следует неудачная карьера гонщика, а ещё позже его любимая девушка, будучи очень упрямой, решила заняться серфингом и утонула. Пережив такое и видя всё безумие современного мира, этот человек запросто мог сойти с ума и его можно понять. Однако Ковальский до последнего оставался человеком и даже во время погони беспокоился, чтобы никто из преследовавших его полицейских не пострадал. Это делает его настоящим народным героем, олицетворением свободы и духа того поколения, которое, насколько я знаю, называлось потерянным и бунтовало против всех и вся и жаждало некоей абстрактной свободы.
       Я слышал и негативные отзывы об этой картине. Главным аргументом «недоброжелателей» было то, что у фильма примитивный сюжет и что большая его часть посвящена автомобилям и погоням. Это действительно так и, скорее всего, картина будет не очень интересна тем, кто совсем далек либо от автомобилей либо от эстетики 1970-х, которой пропитан весь фильм. Она чувствуется буквально во всём: в стиле одежды, автомобилях, музыкальном сопровождении, которое состоит из музыки самых разных жанров и треков именитых исполнителей, таких как Big Mama Thornton, Bobby Doyle, Jerry Reed. Но, по моему мнению, даже если вы далеки от автомобилей и всего, что с ними связано, то эта картина всё равно должна быть вам интересна, ибо такое количество качественных погонь на автомобилях и столько красиво снятых сцен вы вряд ли где увидите. Отдельно стоит упомянуть действительно талантливую операторскую работу Джона Алонцо. Нам предстоит лицезреть автомобильные погони с разных ракурсов и даже свысока, а места, где всё это снималось, не раз порадуют глаз зрителя. При просмотре этих сцен сразу понимаешь, что над фильмом работали настоящие профессионалы.

       Существует как минимум две версии этого фильма: американская и английская. Дело в том, что перед премьерой некий продюсер или дистрибьютор вырезал одну очень важную и довольно продолжительную сцену во второй половине ленты, посчитав её ненужной (видимо, человек совсем не блещет умом). На протяжении всего фильма Ковальский подсаживает к себе разных попутчиков: от деда, который ему помогал, до двух гомосеков, которые хотели его ограбить. Так вот, в этой ночной сцене он встречает странную девушку (Шарлотта Рэмплинг), которую никогда не видел и которая говорит, что ждала его всю жизнь. Здесь же он соглашается употребить наркотики, хотя на протяжении всего фильма категорически отказывался даже покурить травку. Как говорил режиссёр, эта сцена символизировала встречу Ковальского со смертью и она действительно придает фильму некий мистический смысл, который станет понятен только тогда, когда пойдут финальные титры. Над сценарием работал сам режиссёр. Пусть он придумал совсем простую историю, но в то же время фильм содержит ряд серьезных и важных сцен, которые заставляют задуматься, и благодаря которым фильм ни в коем случае не назовешь примитивным. Без этой сцены с Шарлоттой Рэмплинг картина смотрится гораздо хуже и теряет часть своего очарования. Ну и отдельно стоит упомянуть сцену с Гильдой Текстер, которая запомнилась многим зрителям даже больше, чем сам фильм. В ней барышня разъезжает голиком на мотоцикле и старается соблазнить главного героя. Также ходят слухи о существовании двух вариантов финала, но они ничем не подкреплены.
       На главную роль Ричард Сарафьян хотел пригласить Джина Хэкмана, но продюсеры настояли на том, чтобы он работал с Барри Ньюманом. И это один из тех редких случаев, когда они оказались правы, ибо этот актёр настолько хорошо подходит для данной роли, что никого иного на его месте просто и видеть не хочешь. К сожалению, его фильмография не настолько велика и какой-либо широкой известности он не добился. Все остальные актёры тоже постарались на славу, особенно Кливон Литтл, сыгравший негра-диджея.

       «Исчезающая точка» - настоящий шедевр в своем жанре и действительно качественная работа, придраться к которой практически невозможно. Этот фильм стоит смотреть хотя бы даже из-за отличных автомобильных погонь, замечательной операторской работы и музыки. Это настоящее кино 1970-х, пропитанное духом той эпохи и до сих пор завораживающее зрителя своей красотой. Если вы ещё не видели его, то срочно исправьте эту ошибку, только будьте осторожны: наше ТВ показывало фильм дважды и оба раза в американской версии, без сцены с Шарлоттой Рэмплинг. Поэтому перед просмотром удостоверьтесь, что держите в руках полную версию продолжительностью в 105 минут. Никакие «Форсажы» и «Такси» не идут в сравнение с этим творением, прошедшем проверку временем и до сих пор поражающим воображение зрителя. Те фильмы может и сняты качественно и красиво, но это всё же банальные пустышки, в то время как «Исчезающая точка» смотрится на их фоне куда серьезнее. Однозначно, шедевр.


Материал опубликован: 18 сентября 2010 года.