Бесхарактерный человек


Оригинальное название: L'uomo di paglia, A Man of Straw.
Производство: Италия 1958г.
Режиссер: Пьетро Джерми.
В ролях: Пьетро Джерми, Луиза Делла Ноче, Франка Беттойя, Саро Урци, Эдоардо Невола.
       Пьетро Джерми – один из величайших итальянских режиссёров всех времен. Начав свою карьеру в конце 1930-х в качестве сценариста, он садится в режиссёрское кресло в середине 1940-х. За свою карьеру Джерми снял 19 фильмов, и все они заслужили высокие оценки критиков и зрителей и до сих пор высоко котируются у поклонников итальянского кино той поры. Сейчас речь пойдет о драме 1958 года, которая известна у нас под названием «Бесхарактерный человек».

       Главным героем фильма является Андреа Заккарди (Пьетро Джерми) и от его же имени ведется повествование. Однажды он отправился на охоту и взял с собой маленького сына, который в результате переохлаждения серьезно заболел. Врач рекомендовал свежий морской воздух и Андреа немедленно отправил его и жену Луизу (Луиза Делла Ноче) на побережье, где они проведут последующие несколько недель. Там же Андреа заметил молодую девушку по имени Рита, которая прогуливалась по побережью со своим женихом. Вернувшись в город, Андреа узнает, что эта девушка живет неподалеку и случайно встречает её на улице. У них завязалась беседа, и они очень быстро подружились. Через некоторое время Андреа помогает её брату устроиться к себе на завод, а девушка готовится к замужеству. Но постепенно их отношения начинают принимать серьезный характер и теперь уже ни Андреа, ни Рита не хотят быстрого возвращения своих вторых половинок. Они знают, что рано или поздно это счастливое время закончится, но не догадываются, какие трагические последствия будут иметь их отношения…
       В написании сценария помимо Пьетро Джерми участвовали Лео Бенвенутти и Пьеро де Бернарди, которые в будущем займутся созданием сценариев к фильмам о похождениях бухгалтера Фантоцци из одноименной книги Паоло Вилладжио. Но в этой картине нет места юмору, ибо это очень печальная история, целью которой был показ характеров героев и попытка анализировать их действия. Повествование ведется от имени Андреа, которого играет сам режиссёр, и он постоянно что-то комментирует, что-то рассказывает и поясняет. Его мысли, переживания и чувства – всё проходит перед зрителем и даёт ему понять, что же это за человек.

       Фактически Андреа Заккарди – отрицательный персонаж. У него была хорошая семья, неплохая работа, любящая жена и веселый сын. Что ещё надо нормальному мужчине? Но как только он отправляет жену и сына на море, так сразу же начинает ухаживать за Ритой, которая не смогла устоять перед его чарами (да и пыталась ли?) и помогла развитию этих отношений. Именно Андреа первый начал оказывать довольно настойчивые знаки внимания и постепенно влюбился в неё. А Рита, тем временем, совсем забыла про своего жениха, который вот-вот должен будет вернуться из Турина, чтобы наконец-то сыграть свадьбу. Она даже не отвечает на его телефонные звонки и рвет на глазах у Андреа пришедшее из Турина письмо, хоть и понимает, что быть ей с Андреа вместе – не судьба и что он никогда не бросит свою семью. В один момент девушка поняла, что для её кавалера это всего лишь мимолетное увлечение и что по возвращении жены он быстро забудет о своей «любви». Но было уже поздно… результатом всего этого стали трагические события в жизни почти всех героев ленты.
       История хоть и развивается медленно и практически не содержит действия, вряд ли даст заскучать зрителю. Авторы сделали всё так, что смотрящий будет следить за каждым действием героев и с нетерпением в неведении ждать развязки всей этой истории, которая весьма трагична и сопровождается мимолетным хэппи-эндом. Многие фильмы той поры отличались великолепной операторской работой и восхитительно красивым визуальным рядом. Не стал исключением и «Бесхарактерный человек». Действие происходит буквально на одной улице и в паре других мест, но режиссёру удалось показать всё это в неимоверно красивом ракурсе. Эти маленькие улочки, красивая река, лес, уютные квартиры героев, расположенные в старых домах, скорее даже довоенной постройки – всё это производит неизгладимое впечатление на зрителя. А отличная актёрская игра только добавляет очарования этому творению. Главной звездой фильма, конечно же, является сам режиссёр Пьетро Джерми. У него же и больше всех экранного времени. Будучи уже немолодым, он очень стильно смотрится и выглядит гораздо моложе своего реального возврата. Ну а о его игре и говорить не стоит: таких актёров сейчас уже нет и никогда не будет. Главные женские роли достались не очень известным актрисам со скудными фильмографиями. Жену главного героя исполнила Луиза Делла Ноче, а роль Риты досталась совсем молодой Франке Беттойе, знакомой по фильму «Последний человек на земле» (Last man on earth). Обе они отлично справились со своей задачей, и держат очень высокую планку, особенно если учитывать, что их партнером по съёмочной площадке был великий Джерми.

       «Бесхарактерный мужчина» - один из менее известных, но от того не менее интересных фильмов великого мастера итальянского кино. Эту картину можно смело рекомендовать всем тем, кто любит чёрно-белое кино, ибо здесь помимо красивого визуального ряда есть ещё грамотный сюжет и очень талантливая актёрская игра. Однозначно, шедевр, поднимающий вечную тему человеческих взаимоотношений, актуальную до сих пор.

Материал опубликован: 24 января 2011 года.