Человек, город


Оригинальное название: Un uomo, una città, City under siege.
Производство: Италия 1974г.
Режиссер: Ромоло Гуэррьери.
В ролях: Энрико Мария Салерно, Франсуаза Фабиан, Лучиано Сальче, Паола Кваттрини, Аттилио Доттезио, Илона Сталлер.
       Имя итальянского режиссёра Ромоло Гуэррьери не настолько хорошо известно публике, несмотря на то, что этот человек был очень активен в 1960-1970-е и подарил нам не один шедевр. Вспомним хотя бы его вестерн «Джонни Юма» (Johnny Yuma), серьезную криминальную ленту «Полиция на страже гражданина?» (La polizia e al servizio del cittadino?) и триллер «Я был агентом ЦРУ» (Sono stato un agente CIA). Но одной из самых лучших работ этого режиссёра является криминальная драма «Человек, город», которую Гуэррьери снял сразу после другого криминального фильма «Полиция на страже гражданина?».

       «Человек, город» - это не типичный для жанра еврокрайм фильм. Он, скорее, ближе к политике, нежели к криминальным фильмам с жестокими убийствами и огромным количеством действия. Это серьезная и вдумчивая работа, попытка показать жизнь обычного полицейского инспектора и противодействие преступного мира, проникшего во все сферы жизни итальянского общества. Главный герой фильма – инспектор Микеле Паррино (Энрико Мария Салерно), который каждый день занимается рутинной работой, получает маленькое жалование и работает чуть ли не круглые сутки. Он занимается то ограблениями, то убийствами, то хулиганами… - всё это мелкие преступления. Но в один день его вызывают на очередное место преступления и Паррино с ужасом узнает в трупе очередной жертвы уличной преступности дочку одного высокопоставленного человека. Девушку убил кто-то, кому она доверяла, а после смерти её изнасиловали. Начав расследование этого запутанного дела, Микеле выходит на целый подпольный картель, который занимается распространением наркотиков, съёмками порнографических фильмов и принуждением девушек и юношей к занятиям проституцией в обмен на очередную дозу наркотиков. Но самое главное – к деятельности этой организации причастны многие высокопоставленные чиновники и уважаемые люди города. Естественно, они сделают всё возможное, чтобы не дать Паррино завершить начатое…
       Ромоло Гуэррьери в очередной раз снял крайне пессимистичный фильм, концовка которого заранее известна, но от чего он не становится менее интересным. Работая над данным творением, режиссёр решил немного изменить свой стиль и сделать кино, пусть и на схожую тематику, но сильно отличающееся от его предыдущей работы. «Человек, город» всё же менее мрачен и пессимистичен нежели «Полиция на страже гражданина?» и в нём уже нет элементов нуар-фильмов. Зато эта картина оказалась куда более серьезной и продолжительной по времени. Режиссёр сознательно лишил свой фильм действия, выведя на первый план жизнь и переживания главного героя, интеллигентного и чуткого полицейского инспектора Микеле Паррино. В противовес ему режиссёр ввел ещё один интересный персонаж, а именно журналиста Паоло Ферреро, который по пятам следует за главным героем и готов на всё ради получения очередной сенсации. В начале фильма нам показывают как по его вине девушка покончила с собой, на что тот почти никак не отреагировал. Ведь и в жизни есть такие люди и журналисты, готовые уничтожить жизнь других ради очередной хорошей статейки и похвалы от начальства. Герой Энрико Марии Салерно совершенно не такой. Он чутко относится к людям и даже не отталкивает спятившего старика, который, уйдя на пенсию, приходит жаловаться инспектору на бастующих рабочих его завода.

       Любители экшена и развлекательных итальянских криминальных фильмов будут, скорее всего, разочарованы, ибо действия здесь практически нет и за весь фильм происходит всего несколько убийств и те остаются за кадром. Вся соль этого творения кроется в диалогах, которые надо внимательно слушать, чтобы понять, что хотел сказать нам автор. Главные герои время от времени будут говорить о политике, экономике, жизни простого народа и т.п. Естественно, главный герой будет говорить о коррупции, несправедливости и тому подобных вещах, которые в наши дни актуальны как никогда. Режиссёр уделяет очень много времени раскрытию характера главного героя и делает это мастерски, ибо создается впечатление, что знаешь этого человека очень давно.
       Необычна и манера подачи материала, которую избрал режиссёр для этого творения. Первые 25 минут сюжет едва различим: инспектор расследует много мелких преступлений, связи между которыми и быть не может, а Гуэррьери подобно художнику мелкими штрихами рисует картину Турина тех лет, с его преступностью, коррумпированными чиновниками и нищими кварталами. Позже сюжет становится более понятным и в него постепенно добавляется всё больше и больше деталей. Музыкальное сопровождение Карло Рустикелли честно говоря, мне совсем не понравилось. Эта его наивная веселость ну совсем не клеится с общим настроением фильма и как раз именно музыка убирает часть мрачности и пессимизма этой истории. Сам по себе саундтрек очень блеклый и я не могу выделить ни одну запоминающуюся мелодию.

       Этот фильм не может быть таким хорошим без отличной актёрской игры. Энрико Мария Салерно – гениальный актёр, который всегда отлично смотрится на экране, особенно в криминальных фильмах. И этот не стал исключением. Салерно настолько правдоподобно передал образ инспектора Микеле Паррино, что можно подумать, будто актёр имел опыт полицейской работы и знал всю эту систему изнутри. Переживания, проблемы со здоровьем, неурядицы в личной жизни этого человека – всё выглядит очень достоверно. Гораздо более известный нежели Гуэррьери режиссёр Лучиано Сальче тоже неплохо смотрится в роли пронырливого журналиста, а Франсуаза Фабиан будет редко появляться на экране и исполнит роль матери одного из юношей, вовлеченных в преступный мир. Ну и будущая порнозвезда Илона Сталлер засветилась буквально в секундной роли проститутки (кого же ещё?) на кровати.

       «Человек, город» - серьезный и качественный фильм, который будет интересен далеко не всем поклонникам еврокрайма, но непременно заинтересует любителей политических картин и подобного рода кино. Ромоло Гуэррьери и Энрико Мария Салерно ещё раз доказали свой профессионализм и сняли потрясающее кино, заслуживающее звания шедевра.

Материал опубликован: 12 июля 2010 года.