Последний день в школе перед Рождественскими каникулами

  • Оригинальное название: L'ultimo giorno di scuola prima delle vacanze di Natale.

  • Производство: Италия 1975г.

  • Режиссер: Джан Витторио Балди.

  • В ролях: Джон Стайнер, Лино Каполиккио, Маша Мэрил, Делия Боккардо, Риккардо Куччиола, Лаура Бетти.

Джан Витторио Балди не относится к числу наиболее видных деятелей итальянского интеллектуального кино. Свою карьеру однофамилец знаменитого жанрового режиссёра начал в конце 1940-х гг. съёмками короткометражек, быстро добившись на этом поприще успеха. Уделял Джан Витторио внимание и полнометражному кино. Так, например, в 1962 году он снимает фильм «Лучано, сожжённая жизнь» (Luciano, una vita bruciata), рассказывающий о незавидной доле молодого бедняка. Данная картина получила не самую лучшую прессу, так как в оной был эпизод склонения главного героя к половой связи священником. Подобная вольность была немыслима для страны с сильным влиянием католицизма.

Свои наиболее известные фильмы Джан Витторио Балди снимает в период 1968 - 1975 гг. Именно в этот временной промежуток на свет появляются драмы «Огонь!» (Fuoco!), «Ночь цветов» (La notte dei fiori) и «Последний день в школе перед Рождественскими каникулами». Мы поговорим о картине с длинным названием.

Действие фильма происходит в неспокойной Италии времён финального этапа Второй мировой войны. Школьник Атос (ударение на первый слог) садится в рейсовый автобус, чтобы поехать в родные места на рождественские каникулы. Во время одной из остановок парень совершенно случайно становится свидетелем жестокой расправы троицы фашистов (среди них была женщина) над неким человеком. Атосу не удалось убежать и вскоре он, как и другие пассажиры видавшего виды транспортного средства, стал заложником вооружённых праворадикалов. Последние направили автобус в сторону границы со Швейцарией, надеясь скрыться в этой нейтральной стране от возмездия за ранее совершённые преступления. Для всех пассажиров эта поездка будет последней в жизни, так как сторонники Дуче методично убивают своих пленников. У боевиков нет рациональных причин для подобных действий, ими движет нечто другое: в замкнутом пространстве автобуса, привыкшие к крови и смерти чернорубашечники, устраивают «анархию силы», унижая и уничтожая находящихся в их власти людей. Эта бессмысленная бойня становится последней вакханалией фанатичного фашиста-лейтенанта, слабоумного бригадиста Эразмо и девушки-добровольца Эгле: до вожделённой Швейцарии им не добраться, так как впереди лежащая местность уже занята партизанами...

Эта трагическая история действительно имела место быть где-то в Болонье в 1944 году. И вот спустя тридцать лет уроженец тех мест предлагает свою версию кровавого события. Балди не только напоминает о случившемся, но и пытается дать толкование фашизма, представляя последний не столько политическим, сколько психологическим феноменом. Утверждая примат силы, действия и безоговорочного подчинения над разумом и рефлексией, фашизм нравственно калечит своих «носителей», превращая их в аморальных убийц, упивающихся властью.

Весь фильм снят в стилистике синема верите, что создаёт ощущение крайней правдоподобности происходящего на экране. Нет никакой музыки, нет наигранности, всё выглядит очень даже естественно, включая акты насилия над беззащитными людьми; атмосфера обыденности используется для воссоздания смутного времени войны, когда жестокость, опустошение и смерть правят бал, заставляя окружающих волей-неволей воспринимать эти вопиющие вещи как данность.

«Последний день» - весьма редкий фильм, который, как я понимаю, был очень быстро забыт и положен на полку. Неудивительно. Это абсолютно некоммерческая кинокартина, с необычной подачей материала, серьёзным смыслом и на нежелательную в Италии тему; разве могла такая лента быть популярной? Ответ очевиден: нет. Кстати, «Последний день…» был включён в список фильмов, демонстрировавшихся параллельно официальной программе на 28-м Каннском фестивале.

В съёмках данного фильма приняли участие известные актёры: Джон Стайнер, Риккардо Куччиола, Маша Мерил и Лино Каполиккио. Что я могу сказать в итоге? Только то, что данная работа малоизвестного режиссёра будет интересна лишь единицам.

Автор обзора: Almost Human.


Материал опубликован: 16 июля 2012 года.