Все оттенки мрака


Оригинальное название: Tutti i colori del buio, All the colors of the dark, Day of the maniac, They're coming to get you, Demons of the dead.
Производство: Италия-Испания 1972г.
Режиссер: Серджио Мартино.
В ролях: Джордж Хилтон, Эдвидж Фенек, Иван Рассимов, Нивз Наварро (Сьюзан Скотт), Марина Малфатти,
Лучиано Пигоцци (Алан Коллинс), Жорж Риго, Хулиан Угарте, Доминик Бошеро, Мария Кумани Квазимодо.
       «Всё оттенки мрака» по праву считается одним из лучших (а то и самым лучшим) фильмов Серджио Мартино и дуэта Хилтон-Фенек. Эта необыкновенно красивая лента настолько изобретательна, необычна и оригинальна, что её хочется смотреть снова и снова. Именно здесь режиссёр активно экспериментирует со светом, ракурсами, эффектами и практически полностью стирает границу между реальностью и видениями главной героини, что послужило поводом для создания сокращенной версии этого творения, откуда дистрибьюторы вырезали часть сцен с видениями, так как посчитали, что в оригинальном виде картина будет понятна лишь небольшому числу зрителей. Но лично я не нахожу «Все оттенки мрака» непонятным фильмом: если внимательно смотреть фильм и слушать диалоги, то никаких вопросов возникать не будет. Для американской версии дистрибьюторы специально сделали очень необычные титры и дали название «Они придут за тобой». Смотреть, конечно же, лучше итальянскую версию, дабы в полной мере насладиться этим шедевром.
       Главная героиня фильма – девушка Джейн Харрисон (Эдвидж Фенек) ещё в детстве пережила ужасные события: некто убил её мать очень жестоким способом. Далее следовала авария, в которой Джейн потеряла ребенка. Все эти события оставили свой отпечаток в душе и психике девушки: её постоянно мучают видения и кошмары, часть из которых потом становится реальностью!!! Она живет со своим другом Ричардом (Джордж Хилтон), который дает ей какие-то странные таблетки и часто уезжает в командировки на целый день. В один из таких дней Джейн встречает новую жительницу их дома – Мэри (Марина Малфатти), которая говорит, что знает, как помочь избавиться Джейн от её кошмаров. В этом должна помочь Чёрная месса, став адептом которой можно только навсегда, а единственный выход из секты – смерть…

       Сразу же после вступительных титров зрителя ждут странные сюрреалистические сцены, в которых прослеживается убийство матери главной героини и появление того самого голубоглазого убийцы. Подобные странные сцены со странными ракурсами и эффектами, которые иногда кажутся вообще бессмысленными и дикими, будут сопровождать зрителя на всём протяжении просмотра фильма. Серджио Мартино сделал очень смелый шаг, добавив в свой фильм все эти странности и превратив его в мрачное гипнотическое сюрреалистическое полотно, сопровождаемое не менее красивой и необычной музыкой Бруно Николаи. Поле сюрреалистического вступления начинается сама история девушки, жаждущей избавиться от страшных видений и кошмаров и постепенно понимающей, что тот голубоглазый человек существует на самом деле.
       Сценаристы Эрнесто Гастальди и Сауро Скаволини на основе великолепного сюжета Сантьяго Монкады создали просто идеальный сценарий, которым можно восхищаться снова и снова. С течением времени количество персонажей только увеличивается, а история становится всё более запутанной. Сестра главной героини Барбара пытается затащить её на прием к своему знакомому психиатру, а сама тем временем оказывает знаки внимания Ричарду и пытается убедить его в том, что он выбрал не ту женщину. Сам Ричард как будто тоже не желает добра своей невесте и постоянно пичкает её всякими таблетками, которые, может, и являются причиной видений и кошмаров. Странная соседка Мэри также появляется как будто ниоткуда, причем в одной сцене авторы показывают всё так, будто она и Ричард как минимум знакомы. Эта Мэри и приводит Джейн в сатанинскую секту. Зритель до самых финальных титров не знает причины происходящих событий и вместе с героиней находится на грани реальности и иллюзий. Замученная и уставшая женщина всё же принимает предложение сатанистов и отныне за ней устанавливается круглосуточный контроль: её всё время преследует какой-то странный человек, а все, кто хоть на миллиметр приблизится к тайне секты, становятся жертвами неизвестного убийцы.

       Признаюсь, что после просмотра фильма, мне захотелось вновь зайти в меню диска и начать просмотр заново. Фильм просто завораживает свой потусторонней красотой. Серджио Мартино специально искал старинные мрачные здания, ухоженные безлюдные улочки и огромный древний замок, который сам по себе смотрится очень зловеще. Освещение, места съёмок, костюмы и поведение героев, декорации – всё сделано на высшем уровне и порадует всех любителей мрачного кино. Операторская работа Джанкарло Феррандо выше всяких похвал: он смело экспериментирует с камерой, светом и ракурсами, что идет на пользу фильму и придает ему особый колорит. Музыкальное сопровождение Бруно Николаи под стать фильму. Мрачные эмбиентные пассажи чередуются с жесткими ритмичными композициями, а в некоторых сценах музыка вообще отсутствует.
       Как я уже сказал, «Все оттенки мрака» - лучший, на мой взгляд, фильм дуэта Хилтон-Фенек. И главной звездой этого творения является, конечно же, Эдвидж Фенек, которая настолько красиво выглядит, что просто захватывает дух. Это действительно её фильм,… фильм, в котором эта актриса проявила не только свой талант, но и внешние данные, ибо то, как она здесь выглядит, невозможно описать словами. Это надо видеть! Помимо Джорджа Хилтона партнёрами Фенек по съёмочной площадке были Нивз Наварро (Сьюзан Скотт), которую искусственно состарили, Марина Малфатти, которая сыграла загадочную соседку Мэри, затащившую Джейн в сатанинскую секту, Жорж Риго, сыгравший психиатра, и многие другие. Отдельно стоит упомянуть Ивана Рассимова, ещё одного гениального актёра, который как нельзя лучше подходит на роли всяких убийц и маньяков. Его загадочный голубоглазый убийца, преследующий героиню Фенек, гораздо более ужасен и страшен, чем вся сатанинская секта. В какой-то момент даже начинаешь думать, что этот человек обладает сверхъестественными способностями, ибо он умудряется не упускать из виду свою жертву и всегда появляется как бы из ниоткуда. Французская актриса Доминик Бошеро засветилась в эпизодической роли матери Джейн, которую убивает герой Ивана Рассимова, а самого режиссёра Серджио Мартино можно видеть в роли журналиста, который бежит за полицейским инспектором в сцене, где арестовали Джейн Харрисон.

       «Все оттенки мрака» - лучший фильм в фильмографии Серджио Мартино, Джорджа Хилтона и Эдвидж Фенек. Это уникальное гипнотическое полотно, сочетающее в себе элементы джалло, триллера, фильма про сатанистов и сюрреализма. Этот фильм придется по вкусу не всем зрителям, ибо необычная подача материала и странные сюрреалистические сцены отпугнет очень многих любителей «всего простого, массового и понятного». Однако если вы любите оригинальное, необычное и просто очень красивое кино, то это шедевр должен занимать почетное место в вашей коллекции.


Материал опубликован: 14 апреля 2007 года.