Предательство

  • Оригинальное название: Il tradimento.

  • Производство: Италия 1951г.

  • Режиссер: Риккардо Фреда.

  • В ролях: Амедео Надзари, Витторио Гассман, Джанна Мария Канале, Катерина Боратто, Аттилио Доттезио, Арнольдо Фоа.

Имя режиссёра Риккардо Фреды обычно связывают с его фильмами ужасов конца 1950-х – начала 1960-х «Вампиры» (I vampire, 1956), «Ужасная тайна доктора Хичкока» (L'orribile segreto del Dr. Hichcock, 1962) и др. Но вообще он работал в разных жанрах и по большей части снимал исторические фильмы, а также иногда обращался к драмам. Именно об одной из малоизвестных его работ сейчас и пойдет речь. Это красивая чёрно-белая драма 1951 года, основанная на реально произошедшей истории в Италии начала XX века, под названием «Предательство». К сожалению, в наши дни этот фильм полностью забыт и недоступен в нормальном качестве ни на каких носителях.

История, рассказанная в фильме, произошла в начале XX века в Италии, но авторы перенесли время действия в довоенную Италию. Главным героем фильма является предприниматель по имени Пьетро Ванцетти (Амедео Надзари). Он спокойно занимается своей работой, хорошо относится к подчиненным и каждый вечер стремится домой к жене Кларе (Катерина Боратто) и дочке Луизе. Однако в этой жизни всегда найдется мразь, которая будет отравлять мирное существование окружающих. И этой мразью оказался друг главного героя Ренато Сальви (Витторио Гассман), который в отсутствие Пьетро пытается ухлестывать за его женой. Получив в очередной раз отказ, он решает отомстить. Этой же ночью Ренато подстраивает всё так, чтобы Пьетро посадили за убийство. За убийство самого Ренато, который скрылся, а позже сменил имя и стал «призраком». Пьетро так и не смог доказать свою непричастность, ибо все улики говорили против него, и отсидел 14 лет в тюрьме. Выйдя на свободу, он узнает, что жена и дочь покинули город, и что Клара в скором времени умерла, оставив Луизу сиротой. Теперь единственной целью Ренато являются поиски дочери, и в один день он находит её. Молодая девушка (Джанна Мария Канале) жила в нищете и отчаянии. Отец налаживает её жизнь, грядет свадьба с сыном уважаемого в городе человека, но тут в судьбы главных героев вновь вторгается «призрак» прошлого по имени Ренато Сальви…

Несмотря на то, что этот фильм был снят более полувека назад, он до сих пор не потерял своей актуальности и до сих пор производит очень хорошее впечатление на зрителя. Особенно понравится эта лента тем, кто любит итальянский неореализм и просто старые итальянские черно-белые фильмы, которые имели свою уникальную и ни на что не похожую атмосферу и частенько поднимали актуальные и по сей день проблемы человеческих взаимоотношений. Главный герой – эталонный человек, предприниматель, который очень по-доброму относится к своим работникам, примерный семьянин. Возможно, авторы чересчур идеализировали этот образ, ибо в реальной жизни едва ли можно встретить подобных людей. Но вот злодей у них получился просто замечательный: лживый, завистливый, хитрый и злой, думающий только о своей выгоде Ренато Сальви и в наши дни находит своё воплощение в лице множества представителей власти и предпринимательских кругов.

Единственное, что мне показалось странным, так это судебный процесс, вернее то, как осудили главного героя. Ведь труп то Сальви так и не нашли, его якобы снесло течение реки, но судили Ванцетти всё равно за убийство. Не знаю, но мне кажется, что, несмотря на все улики, суд должен был принять во внимание, что труп не найден. Но это всё мелочь, ибо важен не сам процесс, а то, как один человек может сломать судьбу целой семье и то, как по прошествии большого количества лет он вновь угрожает спокойствию главных героев. Ренато, словно злой дух, будет преследовать Ванцетти на протяжении всей его жизни, пока тот не решится на отчаянный шаг.

Сюжет развивается довольно быстро, а события в ленте расставлены так, что зритель будет полностью увлечен тем, что происходит на экране и напрочь забудет о течении времени. Казалось бы, вот, Ренато подставил Пьетро и прошло судебное заседание, а на часах уже прошло много времени, течение которого зритель просто не заметил. Во второй половине фильма авторы стараются как можно красочнее показать переживания отца и его отчаянные поиски дочери, а также жуткую и мучительную жизнь Луизы, которая вынуждена многое вытерпеть за свое довольно короткое существование в нашем мире. Ну и появление Ренато, конечно же, заставляет сюжет сделать ряд крутых поворотов.

Эта история не смотрелась бы так хорошо без красивого визуального ряда и атмосферы, которыми так славились итальянские черно-белые фильмы 1950-1960-х. И этот не стал исключением. Операторская работа Энцо Серафина просто великолепна и передает дух итальянского кино того времени. Зритель погружается в атмосферу той жизни, жизни, которую мы уже никогда не увидим. Интерьеры, освещение, старинные каменные улочки – всё это создает чуть ли не мистическую и необычайно красивую атмосферу. Музыкальное сопровождение Карло Инноченци ненавязчиво и приятно; оно подчеркивает нужные моменты в фильме и уходит на задний план, когда это нужно.

На главную роль Риккардо Фреда пригласил ветерана итальянского кино Амедео Надзари. Этот стильный актёр отлично вжился в образ ошибочно осужденного и отчаянного человека, который, несмотря на годы, проведенные за решеткой, не упал духом и готов вновь бороться за своё счастье и счастье своей дочери. Жена режиссёра Джанна Мария Канале как раз и сыграла его дочку Луизу. Тогда ещё совсем молоденькая Канале очень достоверно и реалистично исполняет роль девушки, на долю которой выпало много неприятностей. Ну и, наверное, главной звездой фильма является Витторио Гассман, который, несмотря на небольшое количество экранного времени, всё равно приковывает к себе внимание и создает образ гениального злодея.

«Предательство» - это неизвестная страница в истории итальянского кино, неизвестный шедевр в фильмографии Риккардо Фреды, имя которого более всего ассоциируется с фильмами ужасов. Однако осмелюсь высказать своё мнение, что этот фильм снят куда качественнее и грамотнее его последующих работ 1960-х и уж тем более 1970-х. Действительно красивое, интересное и актуальное до сих пор кино. Шедевр.

Материал опубликован: 02 сентября 2012 года.