Тойол
Оригинальное название: Toyol.
Производство: Малайзия 1980г.
Режиссер: Малик Селамат.
В ролях: Сидек Хуссин, Нормандиах, Мохмуд Джун.
Производство: Малайзия 1980г.
Режиссер: Малик Селамат.
В ролях: Сидек Хуссин, Нормандиах, Мохмуд Джун.
Легенды и мифы Юго-Восточной Азии – это особый мир со своими магами, призраками и существами из потустороннего мира, который гораздо богаче привычного нам европейского фольклора. К сожалению, воплощение на экране нашли совсем немногие из существующих легенд, да и сами фильмы далеко не всегда были хорошего качества. Большинство картин на эту тематику были сняты в Индонезии, но режиссёры таких стран как Малайзия, Сингапур и Таиланд тоже старались не отставать, правда у них было одно серьезное препятствие, которое впоследствии свело на нет все благие начинания – жесткая цензура, которую было невозможно обойти. Часть режиссёров перебрались в страны с более благоприятными условиями для работы, в то время как другие переходили на мелодрамы и комедии. Сейчас речь пойдет о малоизвестном малазийском фильме 1980-го года «Тойол».
Как вы уже могли догадаться, фильм назван в честь одного из героев малазийского фольклора. И перед тем, как начать описание фильма, я считаю нужным немного рассказать об этом самом персонаже. Тойол – это призрак ребенка, созданный колдуном-врачевателем Бомох (Bomoh) для воровства денег и различных мелких пакостей. Говорят, что Тойола также можно купить, но тут есть один нюанс: его владелец навсегда становится привязанным к своему «питомцу» и должен всячески развлекать призрака, а также кормить кровью, дабы дитя тешилось и не плакало. После смерти хозяина права владения Тойолом переходят к какому-нибудь его родственнику или члену семьи. Тойола в основном используют для краж и мелких пакостей. Он активен ночью и по приказу господина пробирается в дома и крадет деньги и ценные вещи. По поверьям сельских жителей считается, что если человек вдруг стал богатым без видимой причины, то это означает, что он является владельцем Тойола. К сожалению, в наши дни практически нет информации о том, как можно от него избавиться и что он может сделать за ненадлежащий уход за собой. Поэтому авторы данного фильма позволили себе немного пофантазировать и создали страшную концовку для своего творения. Но точно известно, что Тойол не в состоянии убить человека и что его можно легко провести, рассыпав на пол горох, с которым ребенок-призрак начнет играть и забудет про свою миссию.
Действие фильма происходит в маленькой малазийской деревушке, жители которой до сих пор верят в легенды о разных существах и вообще очень суеверны. Главный герой – мужчина средних лет, который любит бездельничать и никак не хочет работать. У него есть жена и дочь, которых нужно содержать, поэтому он ходит по домам более-менее состоятельных знакомых с целью занять денег, которые естественно потом не возвращает. Настает момент, когда занимать уже больше не у кого и когда кредиторы требуют возвращения долга. И тогда мужчина решает прибегнуть к помощи магии дабы «подзаработать» деньжат. В чулане он держит Тойола, который отныне каждую ночь выходит на охоту и крадет деньги у односельчан. Постепенно семья богатеет, а остальные жители не могут ничего сделать, ибо Тойол очень хитер и поймать его практически невозможно. Но постепенно местные жители догадываются, куда уходят украденные деньги и решают наведаться к главному герою, который в этот момент развлекается с семьей в дорогом городском клубе. В его отсутствие односельчане вскрыли сарай и провели ритуал, после чего Тойол приходит в ярость и уже не признаёт своего господина… Думаю, вы согласитесь, что история, рассказанная в фильме, довольно интересная и при должном исполнении мы могли бы получить хороший ужастик. Но, к сожалению, фильм Малика Селамата почти любительский и имеет ряд серьезных недостатков. Во-первых, сюжет неоправданно затянут и продолжительность фильма почти в два часа уж никак не подойдет для такой истории. Авторы могли с легкостью сократить свое творение до 70 минут, вырезав все ненужные и скучные сцены, тем самым, сделав его довольно динамичным и захватывающим зрелищем. Помимо затянутости сюжета здесь есть ещё немного тупого юмора, который временами начинает раздражать. Многие фильмы Юго-Восточной Азии были испорчены однотипными гэгами и беготней кучки идиотов по лесу или кладбищу. К счастью, автор «Тойола» всё же не стал превращать свое творение в фарс и вставил в него всего лишь несколько подобных сцен, которые, тем не менее, прилично раздражают.
Во-вторых, спецэффекты. Самого Тойола нам почти не показывают, а если и показывают, то только оскаленный рот или издалека. В финале призрак всё же предстает перед зрителем в своем облике, но вызовет лишь недоумение, ибо это обычный ребенок с лысой головой, перекрашенный в зеленый цвет. Убийство в фильме будет одно и то в финале, но сама история про призрака-вора, в принципе интересна, и если бы не куча сцен с диалогами и юмором, то картина смотрелась бы очень неплохо. Актёрская игра вообще никакая. Большинство актёров, особенно те, кто играл в комичных сценах даже и покривляться перед камерой толком не могут, не говоря уже об изображении испуга или страха. Музыкальное сопровождение тоже вызывает недоумение. В некоторых сценах это довольно приятные на слух мрачные эмбиентные мелодии, но всё остальное, включая главную тему, более подходит для саундтрека к какому-нибудь смешному мультику или на крайний случай для американской молодежной комедии. Юмор и подобная музыка, его сопровождающая, напрочь губят всю атмосферу фильма, которую пытался создать режиссёр (или не пытался, а так получилось). Есть у картины и неоспоримый плюс – визуальный ряд. Ночные сцены в лесу смотрятся просто великолепно, впрочем, как и сцены в сарае, где главный герой общается с Тойолом. Не знаю, заслуга режиссёра ли это или же просто так вышло само по себе, но в этом фильме неплохо чувствуется атмосфера тёмной и мрачной суеверной деревушки, окруженной старым кладбищем и лесом, в котором живут всякие существа из местных легенда и сказаний. К сожалению, авторы не догадались сделать какой-нибудь красивый ритуал в финале и ограничились банальным прочтением молитв и окроплением заговоренной водой.
«Тойол» - слабая работа, но она всё равно будет интересна всем тем, кто не равнодушен к азиатскому фольклору и мрачным легендам Юго-Восточной Азии, которые можно смело назвать настоящим кладезем сюжетов для мистического кино. Я бы не стал называть этот фильм совсем провальной работой, но второй раз я его смотреть не буду. Рекомендуется к просмотру только для ознакомления и только любителям экзотики.
Действие фильма происходит в маленькой малазийской деревушке, жители которой до сих пор верят в легенды о разных существах и вообще очень суеверны. Главный герой – мужчина средних лет, который любит бездельничать и никак не хочет работать. У него есть жена и дочь, которых нужно содержать, поэтому он ходит по домам более-менее состоятельных знакомых с целью занять денег, которые естественно потом не возвращает. Настает момент, когда занимать уже больше не у кого и когда кредиторы требуют возвращения долга. И тогда мужчина решает прибегнуть к помощи магии дабы «подзаработать» деньжат. В чулане он держит Тойола, который отныне каждую ночь выходит на охоту и крадет деньги у односельчан. Постепенно семья богатеет, а остальные жители не могут ничего сделать, ибо Тойол очень хитер и поймать его практически невозможно. Но постепенно местные жители догадываются, куда уходят украденные деньги и решают наведаться к главному герою, который в этот момент развлекается с семьей в дорогом городском клубе. В его отсутствие односельчане вскрыли сарай и провели ритуал, после чего Тойол приходит в ярость и уже не признаёт своего господина… Думаю, вы согласитесь, что история, рассказанная в фильме, довольно интересная и при должном исполнении мы могли бы получить хороший ужастик. Но, к сожалению, фильм Малика Селамата почти любительский и имеет ряд серьезных недостатков. Во-первых, сюжет неоправданно затянут и продолжительность фильма почти в два часа уж никак не подойдет для такой истории. Авторы могли с легкостью сократить свое творение до 70 минут, вырезав все ненужные и скучные сцены, тем самым, сделав его довольно динамичным и захватывающим зрелищем. Помимо затянутости сюжета здесь есть ещё немного тупого юмора, который временами начинает раздражать. Многие фильмы Юго-Восточной Азии были испорчены однотипными гэгами и беготней кучки идиотов по лесу или кладбищу. К счастью, автор «Тойола» всё же не стал превращать свое творение в фарс и вставил в него всего лишь несколько подобных сцен, которые, тем не менее, прилично раздражают.
Во-вторых, спецэффекты. Самого Тойола нам почти не показывают, а если и показывают, то только оскаленный рот или издалека. В финале призрак всё же предстает перед зрителем в своем облике, но вызовет лишь недоумение, ибо это обычный ребенок с лысой головой, перекрашенный в зеленый цвет. Убийство в фильме будет одно и то в финале, но сама история про призрака-вора, в принципе интересна, и если бы не куча сцен с диалогами и юмором, то картина смотрелась бы очень неплохо. Актёрская игра вообще никакая. Большинство актёров, особенно те, кто играл в комичных сценах даже и покривляться перед камерой толком не могут, не говоря уже об изображении испуга или страха. Музыкальное сопровождение тоже вызывает недоумение. В некоторых сценах это довольно приятные на слух мрачные эмбиентные мелодии, но всё остальное, включая главную тему, более подходит для саундтрека к какому-нибудь смешному мультику или на крайний случай для американской молодежной комедии. Юмор и подобная музыка, его сопровождающая, напрочь губят всю атмосферу фильма, которую пытался создать режиссёр (или не пытался, а так получилось). Есть у картины и неоспоримый плюс – визуальный ряд. Ночные сцены в лесу смотрятся просто великолепно, впрочем, как и сцены в сарае, где главный герой общается с Тойолом. Не знаю, заслуга режиссёра ли это или же просто так вышло само по себе, но в этом фильме неплохо чувствуется атмосфера тёмной и мрачной суеверной деревушки, окруженной старым кладбищем и лесом, в котором живут всякие существа из местных легенда и сказаний. К сожалению, авторы не догадались сделать какой-нибудь красивый ритуал в финале и ограничились банальным прочтением молитв и окроплением заговоренной водой.
«Тойол» - слабая работа, но она всё равно будет интересна всем тем, кто не равнодушен к азиатскому фольклору и мрачным легендам Юго-Восточной Азии, которые можно смело назвать настоящим кладезем сюжетов для мистического кино. Я бы не стал называть этот фильм совсем провальной работой, но второй раз я его смотреть не буду. Рекомендуется к просмотру только для ознакомления и только любителям экзотики.
Материал опубликован: 10 января 2010 года.