Город, который боялся заката
Оригинальное название: The town that dreaded sundown.
Производство: США 1976г.
Режиссер: Чарльз Б.Пирс.
В ролях: Бен Джонсон, Эндрю Прайн, Дон Уэллс, Чарльз Б.Пирс.
В 1976 году американский режиссёр Чарльз Б.Пирс снимает свою самую известную работу под названием «Город, который боялся заката». Известной она стала не сразу и во времена премьеры хоть и пользовалась популярностью, но всё равно очень быстро канула в небытие. Потом последовали VHS релизы и показы по ТВ, что и привлекло внимание зрителей, создав некое подобие культа вокруг этого фильма. Ныне эту картину даже издали на BD, что говорит об интересе зрителей к фильму.
Данная лента основана на реальных событиях, которые происходили сразу после Второй мировой войны, а именно в 1946 году в городке Тексаркана штата Техас. По городу прокатилась серия жестоких убийств, которая впоследствии получила название «Убийства при лунном свете в Тексаркане» (Texarkana Moonlight Murders). Даже выжившие люди толком не могли описать нападавшего, а полиция так и не смогла раскрыть это дело и личность убийцы до сих пор остается загадкой. На момент начала съёмок этого фильма сценарий был не готов – отсутствовал финал, который дописал исполнитель одной из главных ролей Эндрю Прайн.
Действие фильма происходит в послевоенном американском городке Тексаркана. В прологе нам показывают, как на парочку влюбленных, решивших понежиться при лунном свете, нападает здоровенный мужчина в капюшоне по типу Ку-Клукс-Клана. Девушке удается выжить, но описать нападавшего она не может. Проходит 21 день и маньяк вновь наносит удар, убив ещё одну парочку. Горожане начинают паниковать, а полиция не в силах что-либо сделать. Тогда вышестоящее полицейское начальство присылает опытного детектива Моралеса (Бен Джонсон), который всё своё время должен будет посвятить раскрытию этого дела. Но и он бессилен. Убийца отходит от «своего графика» и начинает беспорядочно убивать людей не только в ночных парках, но и в их собственных домах! А по прошествии времени он также неожиданно исчез, как и появился…
Фильм снят в псевдо-документальной манере и старается восстановить события тех лет. Повествование будет регулярно сопровождать закадровый голос, вносящий пояснения или дублирующий происходящее на экране. Смотрится это достаточно необычно и интересно, а саму картину я бы не стал причислять к жанру фильмов ужасов, ибо это чистой воды детективный триллер, без кровавого насилия и больных на голову маньяков. Психология убийцы так и останется неизвестной, как героям, так и зрителю. Мы так и не узнаем, кто он, откуда пришел и зачем убивает всех этих людей. Словно смерть пришла в наш мир собирать свой урожай…
Несмотря на то, что события в фильме развиваются достаточно медленно, а действия мало, время за просмотром летит незаметно. Авторы так выстраивают повествование, что зритель с головой окунается в водоворот событий и вместе с главными героями пытается разгадать личность убийцы и предсказать его дальнейшие шаги. Сцены насилия сняты достаточно целомудренно и, несмотря на то, что некоторые из них достаточно продолжительны, зрители не увидят крови и внутренностей. Картина, скорее, давит на психику, постепенно нагнетая напряжение и держа зрителя в неведении. Ведь он, как и главные герои, пытается строить догадки и угадать, когда ждать очередной удар от неизвестного маньяка, но знать это нельзя, так как он понимает опасность и начинает действовать хаотично.
Пожалуй, единственным минусом данного творения является… юмор. Да, в фильме немало комичных эпизодов и даже есть персонаж, над которым все смеются и который постоянно попадает в неловкие ситуации. Не понимаю, зачем авторам стоило пичкать серьезную картину дешевым юмором, ведь они реконструируют реально происходившие трагические и страшные события. Да и сам юмор вызывает, скорее, раздражение, чем желание улыбнуться. Триллер и комедия – очень трудно совместимые вещи и лишь единицам удается удачно совместить эти два жанра. На ум приходит потрясающая картина Боба Кларка «Чёрное Рождество» (Black Christmas, 1974), где ряд комедийных моментов удачно дополнял и «оттенял» мрачный триллер про маньяка. К сожалению, у Чарльза Б. Пирса не получилось повторить успех Боба Кларка.
«Город, который боялся заката» - неплохой триллер про неизвестного маньяка, снятый в псевдо-документальной манере. Любители стандартных маньячных фильмов будут разочарованы, а остальным можно ознакомиться с этим неординарным творением. Если бы не юмор, то картина смотрелась бы на порядок лучше, а так для меня она – крепкий середнячок.
Материал опубликован: 22 декабря 2014 года.