Эпоха за эпохой


Оригинальное название: Time after time.
Производство: США 1979г.
Режиссер: Николас Мейер.
В ролях: Малкольм МакДауэлл, Дэвид Уорнер, Мэри Стинберген, Роберт Шоу, Клемент фон Франкенштейн.
       Николас Мейер как режиссёр снял совсем мало фильмов. Часть из них была снята для ТВ. Но его дебютная картина до сих пор не забыта и любима многими зрителями. Да, да, я говорю о фильме «Эпоха за эпохой», том необычном фильме, в котором сумели ужиться, казалось бы, два несовместимых героя – Герберт Уэллс и Джек-потрошитель. Лента основана на романе Карла Александра, который был ещё не завершен на момент съёмок фильма.

       Фильм начинается с небольшого пролога. В Викторианской Англии Джек-потрошитель убивает очередную проститутку. Полиция следует за ним и приходит в дом писателя Герберта Уэллса, который собрал друзей, чтобы представить им свое изобретение – Машину времени. Он ещё не собирался её испытывать, но за него это сделал Джек-потрошитель, который, скрываясь от полиции, отправился в Сан-Франциско конца 1970-х. Герберт Уэллс, убежденный, что в будущем наступит утопия, не будет войн и преступности, решает отправиться вслед за ним, ибо этот кровавый маньяк может посеять хаос в идеальном мире. Прибыв в будущее, они поняли, что теперь их роли диаметрально поменялись: Герберт Уэллс всех удивлял своим «устаревшим» поведением, взглядами, убеждениями, в то время как Потрошитель был здесь как рыба в воде, ибо насилие окончательно стало неотъемлемой частью человеческого общества. Постепенно Герберт Уэллс выслеживает маньяка, а также встречает свою любовь Эми Робинс, но на этом страшные события только начинаются…
       Николас Мейер и продюсеры долго выбирали актёров на три главные роли. На роль Герберта Уэллса продюсеры хотели взять Ричарда Дрейфуса, а первоначально Мейер планировал пригласить Дерека Джейкоби, но потом передумал и остановил свой выбор на Малкольме МакДауэлле, ибо был большим поклонником режиссёра Линдсея Андерсона и в частности его фильма «О, Счастливчик». На роль Джека-потрошителя рассматривались Эдвард Фокс и Мик Джаггер. Но в результате был приглашен Дэвид Уорнер, и это был самый правильный выбор. Роль Эми Роббинс планировали отдать Салли Филд или подружке Мейера, но потом пригласили Мэри Стинберген, у которой в процессе съёмок завязался роман с Малкольмом МакДауэллом, закончившийся 10-летним браком.

       Сам фильм смотрится как чисто английская продукция, особенно сцены Викторианской Англии. Всё напоминает о тех временах: акцент, декорации, атмосфера, жесты, стиль поведения. Авторы фильма постарались на славу. Вряд ли кому из американцев удастся показать Англию XIX века лучше, чем это сделал Николас Мейер. Отдельно стоит поговорить о героях, которые сами по себе являются очень необычными личностями. Герберт Уэллс в исполнении Малкольма МакДауэлла является как бы человеком не от мира сего. Оно и не удивительно, ибо он попал в другую эпоху, в которой подтвердился крах его надежд и идеалов. Джек-потрошитель – прямая противоположность Уэллсу. Здесь он чувствует себя как рыба в воде и смеется над Гербертом, заявляя, что в их времена он был изгоем, а в наше время стал почти богом. Не могу не ответить потрясающую актерскую игру Дэвида Уорнера. Это лучший Джек-потрошитель из всех, что я видел. Его внешность идеально подходит для подобных ролей, а актёрский талант позволяет показать настоящее циничное и хладнокровное чудовище, которому доставляет удовольствие убивать свои жертвы изощренными способами. Героиня Мэри Стинберген – типичная карьеристка, только и думающая о работе, благодаря чему у неё до сих пор нет семьи.
       Спецэффекты тоже довольно необычны. Сцены с путешествием во времени сняты с использованием мультипликационных эффектов. Но не думайте, что это из-за дешевизны постановки или неграмотности авторов. Эти эффекты только украшают общую картину и сами по себе выглядят просто потрясающе. Жестоких убийств здесь почти нет, за исключением сцены в конце, где полиция находит на залитом кровью полу отрезанную руку. Зритель наверняка обратит на немного несуразно выглядящую сцену погони Герберта Уэллса за Джеком в середине фильма. Они как будто быстро идут или бегут, но не сильно торопятся. А всё из-за того, что у обоих в это время были проблемы с ногами и быстрый бег им был противопоказан. Но данная мелочь ничуть не портит фильм. Каких-либо других недочетов я не заметил, хотя в ряде сцен диалоги немного хромают.

       «Эпоха за эпохой» - настоящий шедевр фантастического кино и жанра триллеров. Этот фильм с оригинальным сюжетом понравится всем без исключения категориям зрителей. Снято всё грамотно, не слишком жестоко и не вульгарно. Картина и впрямь смотрится на ура и рекомендуется к просмотру всем любителям старого кино.


Материал опубликован: 09 ноября 2008 года.