Время умирать
Оригинальное название: Tiempo de morir.
Производство: Мексика 1966г.
Режиссер: Артуро Рипштейн.
В ролях: Хосе Мартинез де Хойос, Марга Лопез, Энрике Роша,
Бланка Санчез, Артуро Мартинез, Тито Хунко, Альфредо Леал.
Артуро Рипштейн считается одним из самых значимых режиссёров мексиканского кино. На протяжении всей истории кинематограф этой страны сопровождала преемственность и семейственность создателей фильмов. Дети занимали места отцов и готовили их для внуков. Конечно же, это не всегда шло на пользу и не все отпрыски успешных авторов наследовали их талант. Но в случае с Рипштейном получилось даже наоборот: он переплюнул всех своих родственников и стал визитной карточкой кинематографа своей страны.
Дебютом Артуро Рипштейна стал странный вестерн под названием «Врем умирать», съёмки которого профинансировал брат режиссёра Альфредо Рипштейн младший и представитель крупного семейства кинематографистов Сезар Сантос Галиндо. Получилась у него достаточно странная и тягучая лента, полная драматизма и необычных сцен. В будущем режиссёр разовьет свой стиль и многие его ленты станут неторопливыми и размеренными, но в то же время не лишенными действия, а порой и серьезного подтекста.
Действие фильма происходит в маленьком мексиканском городке, куда после долгого тюремного заключения возвращается главный герой по имени Хуан (Хорхе Мартинез де Хойос). Он провел почти два десятка лет в тюрьме за убийство главы семейства Труэба и не знает, что его повзрослевшие сыновья Педро и Хулиан жаждут отомстить за своего отца. Но Хуан не намерен драться, ему хватило одного раза и теперь он хочет начать спокойную жизнь. К сожалению, это ему едва ли удастся: семейство Труэба имеет большое влияние в городе и многие горожане начинают просить Хуана покинуть эти места, пока дело не дошло до очередной перестрелки и очередного убийства. Но мужчина стоит на своём, тем более что любовь его молодости Марианна (Марга Лопез) стала вдовой и готова провести остаток жизни вместе с ним. Постепенно и местные жители успокаиваются и принимают Хуана, но только не сыновья Труэба. Они начинают всячески провоцировать хладнокровного стрелка на дуэль, но тот избегает конфликтов и всяческого общения с ними. А тем временем младший из сыновей Педро (Энрике Роша) узнает правду о той дуэли отца и Хуана: а она выставляет его предка в не лучшем свете. Но сможет ли он остановить кровопролитие, ведь Хулиан и Хуан уже договорились о встрече и направляются в безлюдную местность, чтобы раз и навсегда поквитаться друг с другом…
Артуро Рипштейн снял весьма нестандартный вестерн. Для начала отмечу, что события в ленте развиваются крайне медленно и что большую часть времени на экране ничего не происходит. Достаточно много времени режиссёр уделяет не вражде героев, а переживаниям Хуана, его попыткам вернуться к прежней жизни и наладить отношения не только с бывшими соседями, но и своей любовью. Сквозь эти сцены прорываются попытки Хуалиана и Педро вызвать главного героя на дуэль и многочисленные провокации, среди которых будет обливание свиной кровью и разрушение дома. Хуан оказывается на удивление терпеливым, и уже основываясь на этом, зритель начинает подозревать неладное в той давней истории с главой семейства Труэба. Такой спокойный и миролюбивый человек не мог просто так взять и убить своего оппонента. И даже такой человек не может терпеть вечно…
Одним из неоспоримых плюсов данной картины является красивый визуальный ряд. Действие происходит в маленьком мексиканском городке, который видел многое, и улицы которого могут рассказать бесчисленное количество разных историй. Палящее солнце, старинные домики, пустые улочки – всё это нагоняет печаль и одновременно предвещает трагическую развязку этой истории. Но и тут режиссёр нас удивляет и вносит, я бы сказал, унцию мистики в своё творение. В чём она заключается, говорить не буду, но скажу лишь, что ещё в первой половине фильма зритель услышит слухи о том, что Хуана почти невозможно убить и что пули его не берут…
«Время умирать» - отличный дебют и удачное начало будущего именитого режиссёра. Любители традиционных вестернов и уж тем более их итальянского варианта могут не понять и не оценить эту ленту, ибо действия здесь, как я сказал, очень мало, но зато очень много экранного времени отдано эмоциям и переживаниям главного героя. Однако данная картина оригинальна сама по себе и не похожа ни на американские, ни на европейские картины жанра. Она качественно снята, предлагает красивый визуальный ряд и непредсказуемый сюжет, а также очень хорошую актёрскую игру, поэтому я читаю, что с ней как минимум нужно ознакомиться.
Материал опубликован: 31 июля 2013 года.