Монах

  • Оригинальное название: The monk.

  • Производство: Испания-Великобритания 1990г.

  • Режиссер: Франциско Лара Полоп.

  • В ролях: Пол МакГэнн, Софи Уорд, Исла Блэр, Аитана Санчез-Гихон.

Последнюю режиссёрскую работу испанец Франциско Лара Полоп выпустил в 1990-м году, и называлась она «Монах». Это была совместная испано-британская продукция, основанная на одном из самых популярных готических романов XVIII века Мэтью Льюиса с тем же названием. Получилось воистину прекрасное и увлекательное зрелище.

Действие фильма происходит в Средние Века в Мадриде, во времена, когда верить в Бога было обязанностью каждого человека, и когда свирепствовала Инквизиция. Главным героем фильма является послушный монах Лоренцо Рохас (Пол МакГэнн), который в один день узнает о том, что одна из послушниц женского монастыря Инес тайно встречалась с возлюбленным Рамоном и ждёт от него ребенка. Девушка изначально не хотела идти в монахини, но её силком заставили родители, чтобы она не вышла замуж за Рамона. И вот теперь, несмотря на мольбы и уговоры Инес, Лоренцо передает письмо матери-настоятельнице, которая сразу же запирает девушку в темницу для последующих разбирательств. Теперь её ждёт незавидная судьба.

Через некоторое время в монастыре самого Лоренцо происходят интересные события. Один из самых послушных юношей этого места Хуан оказывается… девушкой Матильдой, которая в своё время отказалась от богатств и многочисленных предложений выйти замуж ради того, чтобы быть рядом с Лоренцо, в которого безумно влюблена. Поначалу монах пытается уговорить её покинуть монастырь, но потом сам предается страсти. С этого момента его жизнь превращается в кошмар, который ведет к закономерному финалу – сожжению на костре. Он ещё не знает, что эта самая Матильда якшается с темными силами и что в будущем его похоть к другой женщине настолько возрастёт, что он будет готов пойти на убийство…

Даже этими двумя абзацами невозможно описать все сюжетные линии и все детали этой истории. Фильм открывается сценой осуждения Лоренцо, а лишь потом начинается его история. История Инес идет параллельно и как бы отдельно от истории Лоренцо, но авторы постоянно проводят параллели и показывают, что монах совершил тот же «грех» (по сути это не грех, а глупые людские сказки), что и та, которую он так строго осудил. В финале обе эти линии объединяются, в истории Лоренцо вскрывается много неожиданных страниц, а сам он предстает в ужасном виде. ему уже будет мало одной женщины-демоницы, он возжелал дочь одной женщины и в конце концов соглашается на помощь темных сил ради того, чтобы овладеть ею.

Мне показалось достаточно трудным определить, какую позицию по отношению к клерикализму занимают авторы этого фильма. С одной стороны они показывают всю подлость инквизиторов, подлость и низость главного героя, матери-настоятельницы, которая захочет убить Инес, зная, что её жених добился разрешения забрать её из монастыря, и других людей церкви. С другой стороны Матильда оказывается демоном, который как бы околдовал Лоренцо своими чарами, а в финале предлагает помощь тёмных сил для спасения от костра. Но Лоренцо осознает тяжесть своего преступления, отказывается от помощи Сатаны и решает быть сожженным заживо. Но всё же никто не отменяет злодейств в женском монастыре и порочности самого существования Святой Инквизиции, которая от имени Бога пытала и убивала людей и в которой состояли корыстные и подлые люди, получившие власть.

Авторам очень хорошо удалось воссоздать атмосферу мрачного средневековья и показать жестокие нравы тех времен, все дикости которых прикрывались именем Бога. Собственно и сейчас такое имеет место быть и зачастую так называемые верующие на проверку оказываются порочными и жестокими людьми, куда более жестокими и нечестивыми, чем те, на кого они направляют вою ярость. Визуальный ряд фильма также прекрасен: большая часть действия будет происходить в стенах старинного монастыря, и авторы постарались до мельчайших деталей воссоздать быт монахов и их распорядок дня.

В финале нас ждёт оккультный ритуал и немного мистики, а в середине ряд не очень откровенных эротических сцен между Лоренцо и соблазнившей его Матильдой. Всё это сопровождает очень приятная музыка Антона Гарсии Абриля, того самого композитора, который в начале 1970-х писал саундтреки к тетралогии Амандо де Оссорио «Могилы слепых мертвецов».

Несмотря на то, что «Монах» был снят на закате европейского кино, в начале 1990-х, когда большинство талантливых людей либо ушло на ТВ, либо отошло от дел, либо резко снизило качество своих работ, Франциско Лара Полоп сумел удержать планку и выдал настоящий шедевр, который и в наши дни производит неизгладимое впечатление на зрителя. Очень достойная лента, с которой должен ознакомиться каждый уважающий себя киноман.

Материал опубликован: 19 мая 2014 года.