Засушливое лето


Оригинальное название: Susuz yaz, Dry summer.
Производство: Турция 1964г.
Режиссер: Метин Эрксан.
В ролях: Ульви Доан, Эрол Таш, Хулья Кочугит, Явуз Ялынкылыч.
       «Засушливое лето» - это первый в истории турецкого кино фильм, получивший международное признание и ряд престижных наград, таких как «Золотой медведь», «Золотой Майя» и номинация на премию «Оскар». Снятый по одноименному роману Неджати Джумали талантливым режиссёром Метином Эрксаном в деревне Бедемлер, недалеко от Измира, этот фильм имел непростую прокатную судьбу.

       Сразу же после выхода на экраны в Турции фильм был снят с проката и запрещен к показу в стране. Однако продюсер и исполнитель одной из главных ролей Ульви Доан тайком вывез фильм из Турции и представил его западным зрителям, после чего начался триумфальный поход картины по различным кинофестивалям и последующая отмена запрета на её показ на родине. До наших дней картина, к счастью, дожила, но благодаря жутким условиям хранения вступительные и финальные титры не сохранились, поэтому пришлось создавать новые. Реставрацию фильма финансировало сразу несколько людей и организаций, среди которых Джорджио Армани и Мартин Скорсезе и результат получился впечатляющий, правда почему-то фильм до сих пор не издан на DVD, хотя спрос на него есть; и не для Ютуба и авишек проводилась его реставрация.
       Итак, действие фильма происходит в маленькой турецкой деревушке неподалеку от Эгейского моря. Здесь выращивают табак и это единственный способ обеспечить своё существование. Главными ценностями в этом регионе являются не деньги, а вода и женщины. Воду здесь называют кровью земли, ибо пресная вода – редкий гость этого региона, а женщин гораздо меньше, чем мужчин. В таком вот обществе в очень засушливое лето разворачивается трагическая история двух братьев. Осман (Эрол Таш), старший брат, обнаруживает на своем участке источник пресной воды. Постепенно он его разрабатывает и пускает течение вниз, в остальную часть деревни, помогая своим соседям. Всё бы хорошо, но в один день в его голову взбрела мысль перекрыть источник и собирать воду в самодельные резервуары, а своих соседей оставить без надежды на будущее. Как говорил сам Осман: они получат её только после того, как он накопит нужное, по его мнению, количество воды для себя. Его брат Хасан (Ульви Доан) выступает резко против такого решения, но ничего не может поделать, ибо по мусульманским традициям обязан слушаться своего старшего брата. Постепенно ситуация накаляется и соседи начинают действовать: сначала то были обычные угрозы, затем начались попытки навредить Осману и его хозяйству. В результате одной из таких вылазок Осман убивает одного из жителей деревни. Но и тут он выходит чистым из воды: старший брат уговаривает младшего взять вину на себя, ибо ему меньше дадут и он быстрее сможет выйти из тюрьмы. Однако Хасану дают восемь лет, и за эти годы его старший брат совсем забудет о родственнике, а также начнёт активно ухлестывать за его молоденькой женой (Хулья Кочугит) и продолжать ссориться с соседями…

       Это картина даже не о ссоре с соседями одного счастливчика, которому удалось обнаружить источник, а серьезная лента о предательстве, о предательстве собственного брата. Режиссёр концентрируется именно на этом аспекте сюжета, а все остальные события являются лишь фоном и поводом для показа этой трагической истории. Осман медленно, но верно будет отходить от собственного брата: он будет всё реже и реже навещать его, перестанет посылать деньги и продукты в тюрьму, но зато будет активно домогаться его жены. А когда Хасана переводят в другую, более удаленную колонию, Осман сразу же показывает девушке статью в газете, где говорится о смерти заключенного с именем Хасан, хотя знает, что речь идет не о его брате. Он также тщательно рвет письма, всё ещё приходящие на его адрес. Постепенно, Осман склонил к сожительству жену брата, а также добился официального постановления суда о том, что он первым может пользоваться благами источника и только после этого остальные имеют право на эту воду. Т.е. он полностью узаконил свою преступную деятельностью и чувствует себя безнаказанным, но он ещё не знает, что брат вот-вот выйдет из тюрьмы и что он не простит родственнику такого предательства. Финальные кадры с трупом Османа, плывущем по воде в канале, смотрятся очень символично.
       Метин Эрксан 1960-х славился своими талантливыми и необычайно красивыми чёрно-белыми лентами, в которых он не боялся экспериментировать с камерой, освещением и даже музыкой. «Засушливое лето» - не стало исключением. Конечно же, здесь не будет столько эксперимента, сюрреализма и странных сцен как во «Времени любви» (Sevmek Zamani), но зритель всё же сможет насладиться потрясающе красивым визуальным рядом с безупречной операторской работой и очень убедительной актёрской игрой. Снятый в чёрно-белом виде, этот фильм поражает своей красотой. Режиссёр показывает нам деревенский быт, убранство хилых домиков и хибар, большие поля и маленький районный центр, а также людей, трудящихся чуть ли не круглые сутки на полях под палящим солнцем. Временами авторы экспериментируют с камерой, двигая её особым образом, делая нестандартные ракурсы, а иногда даже заставляя крутиться в такт колеса повозки. Музыкальное сопровождение предельно минималистично и довольно таки редко звучит в фильме. Это очень простенькие восточные мелодии, которые призваны быть лишь легким фоном для происходящих событий и создать «восточную» атмосферу.

       Многие зрители ругают режиссёра за излишне жестокие сцены насилия, показанные в фильме. Это сцены насилия по отношению к животным и снимались они отнюдь не с макетами этих самых животных, а с настоящими живыми существами. Здесь я не могу не согласиться с критиками. Сцены с отрезанием курице головы и, в особенности с убийством собаки смотрятся просто отвратительно, а главное – не несут особой смысловой нагрузки, фильм прекрасно смотрелся бы и без этой мерзости. Авторам следовало либо использовать макеты животных, либо вообще отказаться от затеи снимать подобные сцены, ибо они не могли не знать, что это вызовет волну критики со стороны зрителей. Хотя с другой стороны, возможно, создатели и не планировали показывать свой фильм за границей, а мусульманское общество, особенно сельские жители, более устойчиво к таким шоковым вещам и наверняка большинство турецких зрителей не придало значения этим эпизодам.
       Чуть выше я отметил очень убедительную актёрскую игру и теперь хочу остановиться на ней поподробнее. Собственно в фильме три главных персонажа, а все остальные актёры исполняют лишь эпизодические роли. И все три главных актёра является настоящими звездами фильма, но всё же двое из них чуть-чуть уступают таланту Эрола Таша, у которого больше всех экранного времени. Этому актёру всегда отлично удавались роли злодеев в кино. Не стал исключением и Осман. Таш очень убедительно показывает всё более и более наглеющего человека, человека, чувствующего свою безнаказанность и думающего, что теперь ему можно абсолютно всё. Хулья Кочугит, для которой 1964 год был вторым годом работы в кино, тоже неплохо смотрится в роли жены Хасана. Актриса очень достоверно передает все переживания ожидающей мужа и опасающейся за свою честь девушки. В этом фильме Кочугит снялась в довольно откровенных для турецкого кино той поры, да и для своих фильмов любовных сценах. Хотя ничего откровенного по меркам европейского кино здесь нет. Ну и, наконец, роль Хасана предпочел исполнить сам продюсер фильма Ульви Доан, для которого это была первая и последняя работа в кино. Надо сказать, что на новичка он никак не тянет, ибо играет очень хорошо и совершил настоящий подвиг, спася этот фильм от рук религиозных фанатиков, которые наверняка бы уничтожили все его копии, не вывези Доан одну из них за границу. В эпизодической роли (даже не знаю кого) засветился будущий режиссёр фильма ужасов «Мертвые не говорят» (Ölüler konusmaz ki) Явуз Ялынкылыч.

       «Засушливое лето» - очередной шедевр талантливого режиссёра Метина Эрксана. Это не только красивая в визуальном плане картина, но и поучительная история, которая слегка критикует исламские традиции, а также показывает, насколько далеко может зайти человек ради наживы. Это картина о предательстве и мести, действие которой происходит в суеверной мусульманской деревушке. Красивая и очень качественная лента для всех любителей нестандартного кино.


Материал опубликован: 11 октября 2010 года.