Монахиня-убийца
Оригинальное название: Suor Omicidi, Killer nun.
Производство: Италия 1979г.
Режиссер: Джулио Беррути.
В ролях: Анита Экберг, Паоло Морра, Алида Валли, Массимо Серато, Даниэле Дублино, Лу Кастель, Джо Даллесандро.
Этот фильм частично основан на реальных событиях, которые произошли в одном из госпиталей, в которых работали монахини. В одном из таких учреждений стали гибнуть пациенты. Позже выяснилось, что виной тому была монахиня, которая нарочно сводила стариков на тот свет, чтобы завладеть их драгоценностями. Прочитав об этом в газетах, продюсер Энцо Галло решил снимать фильм.
Будучи ограниченным в средствах, Галло начал искать молодого режиссёра, который смог бы поработать за мизерный гонорар, а также пригласил часть актёров, с которыми был хорошо знаком и которые тоже не взяли много денег. Режиссёром стал Джулио Беррути, который до этого снял одну совсем малоизвестную ленту. А на главную роль была приглашена уже стареющая звезда мирового кино Анита Экберг, которая поначалу не хотела участвовать в этом фильме, но, прочитав сценарий, согласилась.
Конечно же, авторы серьезно переработали оригинальную историю и снабдили её всяким развратом и дикостями, в результате чего фильм имеет мало общего с тем, что произошло на самом деле. Причем продвигали ленту со слоганом «Из секретных архивов Ватикана», что вызвало волну негодования у ряда верующих людей.
Главной героиней фильма является сестра Гертруда (Анита Экберг), которая работает в одном из госпиталей небольшого европейского городка. С недавнего времени она начала замечать в себе неконтролируемые приступы агрессии и странное поведение. После этих приступов она не помнила ровным счетом ничего. Руководство монастыря настаивало на том, что она здорова, а медицинские тесты ничего не показали, и Гертруде было приказано остаться на своём месте и помогать докторам госпиталя. Это была их роковая ошибка, ибо постепенно пациенты начинают умирать загадочными смертями, а поведение сестры становится ещё более странным…
Итак, авторы взяли оригинальную историю о монахине, убивавшей пациентов ради их золота и драгоценностей, и переработали её до неузнаваемости. Экранная сестра Гертруда – это медленно сходящая с ума женщина с неконтролируемыми вспышками агрессии, которая также иногда не прочь забрать драгоценности у своих пациентов. Но это ещё не всё: Гертруда регулярно употребляет наркотики и с помощью них пытается обратиться к Богу. В таком состоянии она также совершает преступления, а также мягко отбивается от домогательств со стороны другой более молодой монашки, с которой спит в одной комнате. По словам режиссера, авторы не стали пичкать свой фильм сценами лесбийского секса из уважения к Аните Экберг, которая это не одобряла. В результате героиня данного фильма не просто корыстная женщина, как это было в реальной истории, а безумная наркоманка с лесбийскими наклонностями. Последнее, правда, ближе к финалу будет пересмотрено, но всё же лесбийская линия временами проявляется очень ярко.
Что же касается главных составляющих эксплуатационного кино (и в особенности фильмов «монашеской» тематики) – насилия и обнаженки, то здесь этого почти нет. Сюжет развивается довольно медленно и большую часть времени нам показывают душевные страдания главной героини, а также жизнь обитателей госпиталя. Из обнаженки нам только покажут ту самую молодую монахиню, которая попытается соблазнить Гертруду, да целомудренно снятую сцену секса между главной героиней и каким-то левым мужиком в подъезде (её можно вообще не считать). То же самое касается и насилия: большинство смертей происходят либо в результате несчастного случая (или его инсценировки), либо за кадром. Лишь одна сцена во второй половине ленты может быть названа жестокой. А финал, хоть и непредсказуем, но притянут за уши и не клеится с тем, что мы видели в основной части фильма.
Фильм получился таким, что создается впечатление, будто авторы до конца так и не решили, что же они снимают: серьезную историю о безумной монахине, основанную на реальных событиях, либо же развратный эксплуатационный фильм на потеху публике. Для серьезной истории слишком много разврата и атрибутов nunsploitation, а для эксплуатационного кино слишком мало обнаженки и насилия. Причем развитие событий происходит довольно медленно, а финал, хоть и оригинален, но не производит должного впечатления на зрителя и является как бы сделанным на скорую руку завершением этой истории.
Как я уже сказал, многие актёры были приглашены из-за знакомства с продюсером и режиссёром этой картины. Анита Экберг очень неплохо смотрится в роли сходящей с ума монахини, а Алида Вали в роли настоятельницы, которая до конца стоит на своём и не желает отстранять Гертруду от работы в госпитале, пока это не приводит к плачевным последствиям. В роли нового заведующего клиники выступил известный по работам Пола Моррисси Джо Даллесандро. Пытающуюся соблазнить Гертруду монахиню сыграла Паола Морра, звезда итальянской версии Плейбоя, которую пригласил один из создателей фильма. Ну не знаю, как она могла быть «звездой Плейбоя», ибо лично на меня ни её лицо, ни фигура не произвели никакого впечатления. По словам режиссёра тот, кто её привел, очень сильно настаивал именно на её кандидатуре, что наводит на определенные мысли. Ибо ни талантом, ни красотой она не блещет.
Итак, что мы имеем в финале? Вялое и скучноватое кино, которое пытается «усидеть на двух стульях» и быть одновременно экранизацией реально произошедшей истории, и эксплуатационным фильмом на потеху публике. К сожалению, ни тем, ни другим картина не является и я бы не стал рекомендовать её просмотр любителям nunsploitation, хотя они наверняка знакомы с этим творением и, думаю, согласятся со мной, что это далеко не лучшая работа в жанре.
Материал опубликован: 22 июля 2014 года.