Проклятье масляного человека
Оригинальное название: Sumpah orang minyak.
Производство: Сингапур-Малайзия 1956г.
Режиссер: П.Рамлее.
В ролях: П.Рамлее, Шри Деви, Шариф Дол.
Производство: Сингапур-Малайзия 1956г.
Режиссер: П.Рамлее.
В ролях: П.Рамлее, Шри Деви, Шариф Дол.
«Масляный человек» или «Масляный маньяк» (Orang minyak) – это ещё один персонаж малазийской мифологии, который нашел свое воплощение на экранах в конце 1950-х. По легенде это обнаженный мужчина, вымазанный маслом, на котором висит проклятье за попытку оживить свою любовь силами чёрной магии. По ночам он выходит на охоту за молоденькими девушками. Его цель – девственницы: он насилует и убивает каждую из них, которой выпадет несчастье повстречать его на пути. В некоторых легендах указывается, что это существо является не проклятым человеком, а чем-то сверхъестественным и управляется ведьмовским доктором «Бомохом» (Bomoh). Говорят, что в 1960-е годы в некоторых городках и селах Малайзии была истерия, ибо в это время на улицах появился настоящий маньяк, который выглядел как легендарный персонаж и насиловал женщин. В начале 2000-х история повторилась.
После успеха вампирских фильмов о Понтианаке компании Cathay-Keris тогда ещё работавшая в Сингапуре Shaw Brothers решила запустить свою серию и в 1956 году выпустила на экраны первый фильм о масляном маньяке под названием «Проклятье масляного человека». Постановкой занимался прославленный малазийский режиссёр, певец и актёр П.Рамлее; он же исполнил главную роль. Этот человек до сих пор не забыт в Малайзии, а его фильмы пользовались бешенной популярностью и демонстрировались на азиатских кинофестивалях. После успеха первой части последовало ещё два фильма, режиссёром которых выступил уже другой человек – Л.Кришнан. Это были «Масляный человек» (Orang minyak, 1958) и «Возвращение масляного человека» (Serangan orang minyak, 1958).
Действие первого фильма о масляном маньяке происходит в маленькой суеверной малазийской деревушке приблизительно в XIX веке, а то и раньше. Главный герой фильма, горбун с изуродованным лицом по имени Ши Банког, является предметом насмешек местного населения, которые инициировал местный наглец Буёнг. Он находит приют в доме одного художника и тайно сохнет по дочери одного из местных вельмож. Банког также является очень талантливым художником и в один день он рисует необычайной красоты картину, на которой изображает себя и объект своей страсти. Поле очередных насмешек и издевательств этот человек решает уйти из деревни и по пути встречает Буньянов (Orang Bunian), малазийское подобие эльфов, которые живут в лесах и избегают контактов с людьми. Они подарили главному герою возможность исполнения одного желания, и он решил избавиться от уродства: посредством купания в священной воде Банког превратился в нормального молодого человека. Однако у этого «подарка» было одно «но»: в случае убийства какого-либо человека Банкога ждёт страшное наказание. Теперь он возвращается в деревню и женится на своей возлюбленной. Но счастье продолжалось недолго, ибо всё тот же Буёнг начал строить против него козни и в конце концов убил девушку, после чего Банког был обязан сразить его мечом в поединке. После убийства Банког стал невидимым и покинутым, но тут на его пути встречается Дьявол, который предлагает ему заключить пакт: в обмен на служение он поможет Банкогу оживить его любовь. С этого момента в деревне появляется масляный маньяк, который за неделю должен изнасиловать и убить 21 девственницу… Легенды Юго-Восточной Азии всегда славились своей изобретательностью и оригинальностью. И честно говоря, я до сих пор не понимаю, почему европейские и американские режиссёры не обращают на них никакого внимания и не переделывают эти сюжеты на местный лад для создания не менее оригинальных кинокартин. Так как «Проклятье масляного человека» было снято более полувека назад, а в те времена малазийское кино по уровню своего развития немного отставало от европейского и американского, то, конечно же, картина в наши дни выглядит немного устаревшей. Но от этого она не становится менее интересной. Фильм демонстрировался на кинофестивалях и специальных показах в Юго-Восточной Азии с английскими субтитрами, но был издан на VCD без оных, и найти версию с переводом сейчас не представляется возможным. Поэтому мне пришлось довольствоваться тем, что есть. Поэтому, конечно же, фильм, содержащий много диалогов, которые я не понимаю, может показаться скучноватым…
Начинается история как экранизация известного произведения Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»: здесь также имеется горбун, над которым все издеваются и он также влюблен в местную девушку, но где-то с середины фильма сюжет резко переходит в лоно малазийских легенд, и главный герой сначала встречается с эльфами, а затем после ряда событий превращается в масляного маньяка. К сожалению, самого действия с маньяком в фильме будет совсем мало и сосредоточены эти сцены в последние 15 минут (при продолжительности фильма в 90). Но это не так сильно огорчает, ибо встреча горбуна с эльфами снята очень красиво и интересно, а вот первые 30 минут действительно могут вызвать скуку, ибо они посвящены показу обыденной жизни в деревне и отношениям горбуна с местными жителями. Однако само действие с маньяком – довольно интересное, но никаких откровений ждать не стоит. В визуальном плане картина очень красива, особенно сцены на кладбище и в лесу. Операторская работа Абу Бакара Али просто выше всяких похвал. Здесь хорошо абсолютно всё: освещение, декорации, костюмы и ракурсы. Этот фильм действительно можно показывать в качестве примера доказательства того, что чёрно-белое кино – это не пережиток прошлого, а самостоятельное и оригинальное явление, которое до сих пор может удивлять и восхищать зрителя своей красотой. Музыкальное сопровождение мне также очень понравилось. Эти пусть примитивные, но загадочные мелодии очень хорошо сочетаются с видеорядом. Частично эти же мотивы, но переигранные, использовал Малик Селамат в своем фильме 1980 года «Тойол» (Toyol).
«Проклятье масляного человека» - очень оригинальное творение, не лишенное недостатков, но определенно достойное внимания любителей забытого и странного мира кино Юго-Восточной Азии. Малайзия не так часто баловала нас фильмами ужасов и триллерами, поэтому было вдвойне приятно видеть малазийский фильм данного жанра. Но уверен, что большинство зрителей не оценят эти ленты по достоинству и назовут их скучными и неинтересными, однако я вижу в них нечто другое – они запечатлели в себе уже ныне не существующий мир с его маленькими деревнями, легендами, потерянными обычаями и исчезнувшим образом жизни. Всё это ныне является частью истории, о которой мало что известно. И эти фильмы помогают приоткрыть завесу тайны и хотя бы одним глазком взглянуть на жизнь тех времен.
Действие первого фильма о масляном маньяке происходит в маленькой суеверной малазийской деревушке приблизительно в XIX веке, а то и раньше. Главный герой фильма, горбун с изуродованным лицом по имени Ши Банког, является предметом насмешек местного населения, которые инициировал местный наглец Буёнг. Он находит приют в доме одного художника и тайно сохнет по дочери одного из местных вельмож. Банког также является очень талантливым художником и в один день он рисует необычайной красоты картину, на которой изображает себя и объект своей страсти. Поле очередных насмешек и издевательств этот человек решает уйти из деревни и по пути встречает Буньянов (Orang Bunian), малазийское подобие эльфов, которые живут в лесах и избегают контактов с людьми. Они подарили главному герою возможность исполнения одного желания, и он решил избавиться от уродства: посредством купания в священной воде Банког превратился в нормального молодого человека. Однако у этого «подарка» было одно «но»: в случае убийства какого-либо человека Банкога ждёт страшное наказание. Теперь он возвращается в деревню и женится на своей возлюбленной. Но счастье продолжалось недолго, ибо всё тот же Буёнг начал строить против него козни и в конце концов убил девушку, после чего Банког был обязан сразить его мечом в поединке. После убийства Банког стал невидимым и покинутым, но тут на его пути встречается Дьявол, который предлагает ему заключить пакт: в обмен на служение он поможет Банкогу оживить его любовь. С этого момента в деревне появляется масляный маньяк, который за неделю должен изнасиловать и убить 21 девственницу… Легенды Юго-Восточной Азии всегда славились своей изобретательностью и оригинальностью. И честно говоря, я до сих пор не понимаю, почему европейские и американские режиссёры не обращают на них никакого внимания и не переделывают эти сюжеты на местный лад для создания не менее оригинальных кинокартин. Так как «Проклятье масляного человека» было снято более полувека назад, а в те времена малазийское кино по уровню своего развития немного отставало от европейского и американского, то, конечно же, картина в наши дни выглядит немного устаревшей. Но от этого она не становится менее интересной. Фильм демонстрировался на кинофестивалях и специальных показах в Юго-Восточной Азии с английскими субтитрами, но был издан на VCD без оных, и найти версию с переводом сейчас не представляется возможным. Поэтому мне пришлось довольствоваться тем, что есть. Поэтому, конечно же, фильм, содержащий много диалогов, которые я не понимаю, может показаться скучноватым…
Начинается история как экранизация известного произведения Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»: здесь также имеется горбун, над которым все издеваются и он также влюблен в местную девушку, но где-то с середины фильма сюжет резко переходит в лоно малазийских легенд, и главный герой сначала встречается с эльфами, а затем после ряда событий превращается в масляного маньяка. К сожалению, самого действия с маньяком в фильме будет совсем мало и сосредоточены эти сцены в последние 15 минут (при продолжительности фильма в 90). Но это не так сильно огорчает, ибо встреча горбуна с эльфами снята очень красиво и интересно, а вот первые 30 минут действительно могут вызвать скуку, ибо они посвящены показу обыденной жизни в деревне и отношениям горбуна с местными жителями. Однако само действие с маньяком – довольно интересное, но никаких откровений ждать не стоит. В визуальном плане картина очень красива, особенно сцены на кладбище и в лесу. Операторская работа Абу Бакара Али просто выше всяких похвал. Здесь хорошо абсолютно всё: освещение, декорации, костюмы и ракурсы. Этот фильм действительно можно показывать в качестве примера доказательства того, что чёрно-белое кино – это не пережиток прошлого, а самостоятельное и оригинальное явление, которое до сих пор может удивлять и восхищать зрителя своей красотой. Музыкальное сопровождение мне также очень понравилось. Эти пусть примитивные, но загадочные мелодии очень хорошо сочетаются с видеорядом. Частично эти же мотивы, но переигранные, использовал Малик Селамат в своем фильме 1980 года «Тойол» (Toyol).
«Проклятье масляного человека» - очень оригинальное творение, не лишенное недостатков, но определенно достойное внимания любителей забытого и странного мира кино Юго-Восточной Азии. Малайзия не так часто баловала нас фильмами ужасов и триллерами, поэтому было вдвойне приятно видеть малазийский фильм данного жанра. Но уверен, что большинство зрителей не оценят эти ленты по достоинству и назовут их скучными и неинтересными, однако я вижу в них нечто другое – они запечатлели в себе уже ныне не существующий мир с его маленькими деревнями, легендами, потерянными обычаями и исчезнувшим образом жизни. Всё это ныне является частью истории, о которой мало что известно. И эти фильмы помогают приоткрыть завесу тайны и хотя бы одним глазком взглянуть на жизнь тех времен.
Материал опубликован: 23 декабря 2010 года.