Строшек
Оригинальное название: Stroszek.
Производство: ФРГ 1977г.
Режиссер: Вернер Херцог.
В ролях: Бруно С., Клеменс Шайтц, Ева Маттес, Вильгельм фон Хомбург, Буркхард Дриест.
В 1977 году Вернер Херцог снимает один из самых значимых своих фильмов – «Строшек», жесткую социальную драму, развенчивающую миф об «американской мечте», о том, что «Америка – страна возможностей, где найдется место каждому». Фильм содержит настолько жесткие и неоднозначные сцены, что у режиссёра даже были конфликты с собственной съёмочной группой, а съёмки самого фильма дались ему с большим трудом. Но к счастью проект был завершен и сделан именно так, как хотел режиссёр. И именно благодаря этому он до сих пор не теряет актуальности и производит неизгладимое впечатление на зрителя. По слухам, это был последний фильм, который посмотрел лидер группы Joy Division Ян Кёртис перед тем, как совершить самоубийство. В оформлении альбома Still также присутствуют отсылки к данному творению.
В основу названия легла фамилия главного героя, которую он взял в честь своего одноклассника, когда-то помогшего списать тест. Только вот я до сих пор не могу понять, какую цель преследовал режиссер, называя такого неприглядного и жалкого героя именем человека, который якобы ему помогал в школе. Месть за какую-то обиду? Или необдуманная попытка увековечить имя в благодарность?
Итак, главным героем фильма является человек по имени Бруно Строшек (Бруно С.). Это нищий, злоупотребляющий алкоголем, который большую часть жизни провел в тюрьме. Он живет в бедном квартале, преимущественно населенном гастарбайтерами из Турции и у него есть единственный друг – старик по фамилии Шайтц (Клеменс Шайтц). Однажды к их компании присоединяется проститутка Ева (Ева Маттес), которую регулярно избивают местные бандиты и отбирают почти все деньги. В один день Шайтц получает приглашение от дальнего родственника поехать в США и начать новую жизнь. Естественно, он берет туда и своих друзей – Бруно и Еву. Приехав в Висконсин, они начинают новую жизнь: берут кредит на передвижной дом, Ева находит работу в местном кафе, а Бруно помогает родственнику Шайтца. Все они верят в американскую мечту, в то, что простым трудом в США можно достичь высот или хотя бы обеспечить себе достойную жизнь, но всё это рушится по прошествии времени, когда заработанных денег едва хватает на текущие расходы, а в дверь стучит банковский работник, сообщающий, что у них большая задолженность перед его банком и что в скором времени у них отберут дом. Это приводит к трагическому финалу для троих нищих, посмевших понадеяться на светлое будущее за океаном…
Фильм как бы поделен на две части – берлинскую и американскую. Первая, по слухам, частично основана на жизни исполнителя главной роли Бруно С., о котором я расскажу ниже. Здесь главный герой выходит из тюрьмы и сталкивается с безысходностью и презрением со стороны окружающих. У него нет будущего и ему нечего терять, поэтому он вновь берется за алкоголь, который в прошлый раз и привел его в тюрьму. Проститутка Ева использует его только, когда ей совсем плохо. Найдя временный приют в квартире Бруно и пообещав отойти от сутенеров, она вновь сбегает к ним, после чего они избивают её до полусмерти и громят квартиру Бруно. После этого она опять остается с ним и через некоторое время они вместе с Шайтцем уезжают в Америку. С этого момента условно начинается вторая часть.
Вторая половина фильма целиком и полностью происходит в Америке, где герои пытаются устроить свою жизнь. Поначалу всё идет хорошо, но постепенно режиссёр сгущает краски и развенчивает миф об «американской мечте». Он очень красочно показывает безжалостность банковской системы, которая сначала с улыбкой на лице менеджеров подсаживает на кредиты и ссуды всех подряд, а затем с такой же улыбкой и извиняющимся видом забирает у людей последние средства к существованию, тем самым толкая их на отчаянные поступки и преступления. Режиссёр показывает, что не всё так просто даже в США и что нет такого места на планете Земля, где можно так просто взять и подняться с нуля, особенно если у тебя нет ни гроша в кармане и никого, кто может поддержать тебя. Под конец фильма краски совсем сгущаются, а главные пути главных героев трагически расходятся и ведут к закономерному финалу…
Сцены в Берлине были частично сняты в квартире актёра Бруно С., сыгравшего главного героя Бруно Строшека, а американская его часть была снята недалеко от Плэйнфилда (Висконсин), места, где орудовал маньяк Эд Гейн, чьей образ лег в основу фильма «Психо». Вернер Херцог твердо решил, что будет снимать именно там, как только узнал об этом факте. И, конечно же, с присущим ему талантом он не забывает продемонстрировать некоторые национальные детали тех мест и народов их населяющих. Банкир, приходящий к главным героям, очень обходительный и даже с виду стеснительный – отражение лицемерия и всевластия банковской системы США. А уж человек, продающий дом с аукциона и поющий при этом песни, так и вообще настоящий фермер-ковбой (по внешнему виду и поведению).
Как я уже говорил выше, съёмки этого фильма сопровождались скандалами и перепалками со съёмочной группой. Монтировать фильм Херцог пригласил небезызвестную Беату Майнку-Йеллингхаус, которая ненавидела почти все его фильмы. Но эта его работа и ряд сцен, вызвали у неё бурю негодования. В один момент Беата начала сигнализировать оператору, чтобы тот вовсе прекратил съёмки, за что разъяренный Херцог едва не ударил её лопатой по лицу. Ну а чуть позже взбунтовалась уже вся съёмочная группа против финала, который собирался сделать режиссёр. В итоге после скандала Херцогу самому пришлось снимать финальные сцены, и он считает их одними из лучших во всей своей фильмографии.
Вернер Херцог часто работал с Клаусом Кински, но также был известен тем, что приглашал на съёмки непрофессионалов и вообще странных личностей. Так случилось и с этим фильмом. На главную роль был приглашен некий Бруно Шляйнштайн, нежеланный сын проститутки, которого она жестоко избивала в младенчестве, что привело к проблемам с психикой и частичной потере слуха. Большую часть жизни он провел в тюрьмах и медицинских учреждениях, а также, будучи ещё ребенком, стал объектом нацистских экспериментов над душевнобольными. Херцог увидел его в документальной ленте «Bruno der Schwarze - Es blies ein Jaäger wohl in sein Horn» (1970) и пригласил на главную роль в тоже небезызвестную свою работу «Каждый сам за себя, а Бог против всех» (Jeder für sich und Gott gegen alle, 1974), после чего решил поработать с ним ещё раз и позвал играть в «Строшеке». По словам режиссёра с Бруно С. было очень тяжело работать и иногда требовалось очень много времени, чтобы заставить его сыграть ту или иную сцену. Роль проститутки сыграла актриса Ева Маттес, у которой была романтическая связь с режиссёром и которая в будущем сыграет в его ленте 1979 года под названием «Войцек» (Woyzeck). Сутенеров сыграли Вильгельм фон Хомбург и Буркхард Дриест, у которых в будущем, как и у Бруно С., будут проблемы с законом. Как видите, режиссёру было сложно не только со взбунтовавшейся съёмочной группой, но и с актёрами тоже.
Итак, время подвести итог. «Строшек» - ещё одна прекрасная работа в фильмографии одного из самых талантливых и самобытных авторов ФРГ. Режиссёр создает депрессивное пессимистичное полотно и умело развенчивает миф об «американской мечте». За красивой ширмой скрываются слезы и отчаяние. Шедевр, не потерявший актуальности до сих пор.
Материал опубликован: 14 февраля 2007 года.