Влюбленная ведьма

  • Оригинальное название: La strega in amore, The witch in love.

  • Производство: Италия 1966г.

  • Режиссер: Дамиано Дамиани.

  • В ролях: Ричард Джонсон, Розанна Скьяффино, Джан Мария Волонте, Иван Рассимов,
    Маргерита Гуццинати, Сара Феррати, Джованни Иван Скратулья.

«Влюбленная ведьма» – один из самый странных фильмов Дамиано Дамиани, да и, наверное, во всём итальянском кино. До сих пор этой ленте нет аналогов, а её сюжет и манера подачи материала остаются неповторимыми и непревзойденными. В энциклопедиях картина проходит как фильм ужасов, но «фильм ужасов» – очень скудное описание данного творения, ибо на деле это даже не ужасы, а нечто мистическое и драматическое, поданное в очень необычном ключе и увлекающее зрителя в призрачный и загадочный мир главной героини.

Серджио Логан (Ричард Джонсон), самоуверенный и самовлюбленный профессор истории, с недавнего времени замечает, что за ним постоянно следит некая женщина по имени Консуэло (Сара Феррати). В один день он видит в газете объявление о работе, которое писано буквально под него до мельчайших деталей. И это объявление приводит Серджио в дом той самой женщины. Нет, это даже не дом, а роскошный старинный особняк, в котором имеется огромная библиотека, которую и нужно будет «разгребать» историку. Особое место в этой библиотеке занимают труды покойного мужа Консуэло – тексты мистико-эротического содержания, на которых она делает особый акцент. Но Серджио не интересна подобная работа и тем более его не устраивает оплата, однако всё меняется, когда он знакомится с дочерью хозяйки дома Аурой (Розанна Скьяффино), которая сразу же сразила его своей красотой. Это была завязка. Вся остальная часть фильма посвящена очень странным отношениям Серджио, Ауры и уже работающего там Фабрицио (Джан Мария Волонте), который, вроде как, является любовником Ауры, но в то же время отношения их совсем запутанны и непонятны…

Фильм снят по роману Карлоса Фуэнтеса «Аура». Первоначально его экранизацию планировали сделать Луис Бунюэль и Карлос Саура, но в результате в режиссёрское кресло сел Дамиано Дамиани. Его вариант вызвал недовольство писателя, который высказал уверенность, что у выше названных авторов получилось бы куда лучше. Получилось или нет, мы теперь не узнаем, а то, что Дамиани снял действительно интересный и красивый фильм сомнений не вызывает.

События в нём развиваются крайне медленно, вернее, действия здесь нет вообще, да и самой мистики практически тоже. Авторы погружают зрителя, словно в иной мир – в мир немногочисленных обитателей старинного особняка, и тщательно вырисовывают характеры каждого из них. Несмотря на это, зритель так и остается в неведении, ибо многие сцены, да и отношения между героями настолько странны и запутаны, что со временем уже перестаешь искать логику в их действиях. Аура первоначально является девушкой Фабрицио, но после появления Серджио она ведет себя очень странно: вроде, она с ним, а в следующую минуту просит Фабрицио защитить её от домогательств Серджио, а затем снова ластится и признается в любви всё тому же Серджио. Все эти сцены повторяются много раз, а сам Фабрицио тоже ведет себя странно и в одной сцене предлагает Серджио Ауру на ночь, а когда та отказывается, то говорит, что сделал всё, что мог, чтобы угодить ему. Тем временем, сам профессор пытается навести справки насчёт хозяйки дома и узнает, что у неё никогда не было дочери, а сама Аура регулярно пропадает и не может находиться в запертых комнатах. Так вот и течет жизнь обитателей этого странного места. И, вроде бы, Серджио и рад покинуть этот дом, но какая-то неведомая сила, какие-то неведомые чары удерживают его от совершения этого действия. Финал картины достаточно неожиданный и эффектный.

Одним из главных достоинств этого фильма является отличный чёрно-белый визуальный ряд, который просто завораживает зрителя и манит его в причудливый и странный мир героев картины. Я бы не сказал, что здесь уж так много старинных интерьеров и мрачности, как в других готических картинах того времени, но всё равно это творение буквально из каждого кадра источает приятный аромат старины и загадочности. Но это далеко не главное в данном творении. Здесь надо внимательно слушать диалоги (конечно же, не из английской дубляжной версии), следить за жестами героев, за их мимикой и поступками и, скорее всего, посмотреть фильм не один раз, чтобы разглядеть и уловить все детали, ибо авторы создали некое подобие сложной, но одновременно хрупкой конструкции отношений главных героев, которые настолько запутанны, что временами и сам не понимаешь, что происходит на экране.

Конечно же, авторам бы никогда не удалось достичь нужного эффекта без отличной актёрской игры, поэтому они с особой тщательностью подошли к выбору людей, кому будут доверены эти хрупкие и сложные роли. Ричард Джонсон, единственный англоязычный актёр фильма, великолепно передал на экране образ самоуверенного мужчины, который попадает в странное место, где его характер подвергнется испытаниям. Розанна Скьяффино – милая и хрупкая леди, идеальный вариант для загадочной и временами «холодной» ведьмочки Ауры. Ну и, конечно же, не обошлось без гениального Джана Марии Волонте, которому досталась роль того самого Фабрицио, временами простоватого, а временами очень напористого первого работника Консуэло. Ближе к финалу мы встретим совсем молодого Ивана Рассимова в едва ли не эпизодической роли…

«Влюбленная ведьма» – это уж точно не фильм ужасов. Сказать по правде, я вообще затрудняюсь причислить его к какому-либо жанру, да и не горю особым желанием это сделать. Скажу лишь, что это кино далеко не для всех. Неторопливое, загадочное, в меру мрачное и очень странное оно придется по вкусу только тем, кто умеет слушать и понимать, кто любит более интеллигентный кинематограф. Прекрасная картина!

Материал опубликован: 22 января 2014 года.