Странность
Оригинальное название: The Strangeness.
Производство: США 1980г. (издан в 1985)
Режиссер: Мелани Энн Филлипс (Дэвид Майкл Хиллман).
В ролях: Дэн Ланхэм, Терри Берланд, Рольф Теисон, Кейт Хёрт.
В 1980-м году никому неизвестная женщина по имени Мелани Энн Филлипс вместе с группой друзей решает снять фильм. Конечно же, они не имели достаточного количества денег и хотели побыстрее выпустить своё творение на экраны, поэтому начали съемки сразу же, как была написана часть сценария, а остальное дописывали и доделывали уже по ходу. В титрах Мелани стала «мужчиной» по имени Дэвид Майкл Хиллман и выполняла на съёмочной площадке огромное количество обязанностей, среди которых было написание сценария, продюсирование, монтаж и создание саундтрека, который, видимо, не удался и впоследствии был заменен дистрибьюторами на другой. Несмотря на все старания авторов, картина вышла на экраны только в 1985 году. Она и так выглядела устаревшей даже для 1980-го года, а по прошествии ещё 5 лет и подавно могла заинтересовать лишь определенных любителей подобной продукции. Поэтому, скорее всего, прокатная судьба ленты оказалась незавидной, а сама она дожила до наших дней в не самом лучшем качестве, несмотря на все старания издателей в плане реставрации. Неудивительно, что после этого Мелани сняла только семейный фильм и ушла из мира кино.
Группа людей решает исследовать давно заброшенную шахту, в которой может быть золото и которую люди обходят стороной из-за историй о призраках, обитающих в её глубинах. Они снаряжают экспедицию и очень медленно погружаются в её темные дебри, ещё не зная, что там обитает нечто куда более ужасное, чем обычные призраки, о которых им рассказывали. Вскоре герои начнут умирать один за другим и только паре человек удастся увидеть то, что стало причиной смерти их товарищей – гигантского склизкого монстра с щупальцами, словно сошедшего со страниц произведений Лавкрафта...
Для начала о смешном. Как я уже сказал, у создателей не было денег на хорошие спецэффекты и достойный грим чудовища, поэтому эффекты здесь будут достаточно примитивные и устаревшие, а сам монстр – это что-то с чем-то. О нём ходят легенды, и над ним смеется каждый рецензент. И я не буду исключением. Дело в том, что само по себе чудовище смотрится достаточно неплохо и выглядит устрашающе, но его морда… похожа.. на вагину. Нет, я не смеюсь и не издеваюсь, загляните в IMDB в раздел Trivia на странице этого фильма и прочитайте сами, что создатель этого существа клялся, что у него и в мыслях не было делать его похожим на женский орган и что всё это вышло случайно. Так что тем, кто досмотрит этот фильм до конца (именно в финале мы увидим чудовище во всей красе) непременно придется улыбнуться при виде этого чудика.
Так каков же сам фильм? К сожалению, ничего утешительного сказать не могу. Видимо, сказалось отсутствие сценария и его написание по ходу съемок. Почти всё действие фильма происходит в тёмных пещерах, причем снято всё так, что временами очень трудно различить, что происходит на экране, и со временем это начинает очень сильно напрягать. Большая часть этих сцен была снята не в настоящих пещерах, а в гараже дедушки режиссёра. Правда сцены в прологе снимались у настоящей заброшенной шахты, в которую потом наведалась группа исследователей, впоследствии погибшая от выпущенного внутри газа.
События развиваются настолько медленно, что можно смело проматывать первые 70 минут фильма и смотреть оставшиеся 20. Дело в том, что все эти 70 минут нам предстоит лицезреть, как герои будут лазить по шахте в полутьме, разговаривать, спорить, ругаться. И это при том, что в фильме нет профессиональных актеров, и все роли были отданы друзьям режиссёра. Первые двадцать минут всё это смотрится терпимо, по прошествии ещё 10 минут начинаешь скучать, а после ещё десяти раздражаться. Ну неужели авторы не понимали, что нельзя забивать весь фильм пустыми разговорами и плохо снятыми тёмными сценами? За эти 70 минут нам один раз покажут щупальца монстра и смерть одного персонажа, которая полностью останется за кадром.
Что же касается последних 20 минут ленты, то здесь ситуация выправляется и нам предстоит увидеть довольно интересные сцены, в которых люди пытаются спастись от неведомого и всё равно гибнут один за другим. Монстр не просто пожирает их, а перерабатывает с помощью некоего подобия кислоты. Здесь же нормализуется освещение, и мы можем видеть самого виновника торжества, о нелепом внешнем виде которого я писал выше. Каких-либо кровавых откровений здесь не будет, а спецэффекты выглядят достаточно убого и вообще кажутся устаревшими, но в данном случае это не сильно портит впечатление от просмотра. Спасение двух оставшихся в живых в финале притянуто за уши.
Ну и, наконец, мы подошли к едва ли не единственному неоспоримому плюсу данного творения – музыкальному сопровождению. Правда, судя по данным IMDB, это была отнюдь не заслуга режиссёра и её команды, а «проделки» дистрибьютора, которые пошли на пользу фильму. Оригинальный саундтрек был сразу же заменен на мрачные синтезаторные мелодии в стиле лучших работ Джона Карпентера. Они очень приятны на слух сами по себе, могут создать нужную атмосферу даже при плохом видеоряде и здорово «вытягивают» фильм от полного провала. Именно благодаря неплохим сценам в финале и саундтреку эту ленту ещё можно посмотреть хотя бы один раз, но будьте предупреждены, что прежде чем добраться до «лакомых» финальных 20 минут вам придется поскучать первые 70…
Материал опубликован: 04 марта 2014 года.