Грязное дело

  • Оригинальное название: Una sporca faccenda.

  • Производство: Италия 1964г.

  • Режиссер: Роберто Маури.

  • В ролях: Альдо Берти, Нино Кастельнуово, Луиджи Батцелла (Паоло Солвэй), Альфредо Риццо, Франческа Баллетта.

К 1964 году Роберто Маури уже успел поработать в нескольких жанрах: от драм и мафиозных фильмов до готических ужасов. И вот в 1964 году он вновь садится в режиссёрское кресло и снимает достаточно интересную ленту под названием «Грязное дело», которую можно назвать подражанием американским фильмам об ограблениях, но в то же время сама по себе картина является чисто итальянской и снята по канонам именно итальянского кино, без каких-либо попыток имитировать американский стиль.

Группа людей узнает о том, что одна женщина выиграла крупную сумму в лотерею. В их головы закрадывается идея об ограблении, и они успешно похищают адвоката (Луиджи Батцелла), который под угрозами расправы над дочерью переделывает документы так, чтобы деньги смог получить один из участников банды. Всё проходит успешно и вот, деньги уже в руках преступников. Они начинают их делить, и тут самый молодой из них отказывается от своей доли. Его принуждают силой взять деньги и заставляют молчать. Но возмездие всё равно настигнет каждого участника группировки. С течением времени все они начнут погибать странными и загадочными смертями…

Нет, это не джалло и не триллер, а картина об ограблении и возмездии за содеянное. С самого начала мы знакомимся с грабителями, они же и станут главными героями ленты. Положительные персонажи будут появляться только во второстепенных и эпизодических ролях, а львиная доля экранного времени отдана отрицательным, которые похищают адвоката и угрожают убить его дочь в случае, если он откажется переделать документы так, как им нужно. Один из грабителей, самый молодой, с самого начала сомневался и не хотел идти на дело, но он был слабохарактерный, поэтому стоило «друзьям» надавить, как он тут же согласился.

Что же касается возмездия, то это будет не месть кого-либо, а месть судьбы. Все герои погибнут разными смертями: кто на радостях переборщит с наркотиками, кто выпадет из окна, а кого убьют солдаты при попытке нелегально пересечь границу. Они не могли даже ужиться друг с другом и после дележки денег некоторые представители банды положили глаз на деньги своих товарищей. Последний оставшийся в живых грабитель, зная, что случилось с товарищами и понимая, что рано или поздно его ждёт та же участь, идет к священнику просить совета…

Картина снята в чёрно-белом виде и буквально источает атмосферу тех времен. Как я уже сказал выше, несмотря на то, что лента является неким подражанием американским лентам схожей тематики, снята она в чисто итальянском стиле и отлично демонстрирует жизнь людей в те времена. Нас ждут роскошные автомобили, немного действия, сложные взаимоотношения некоторых героев и интересный эпизод с отцом одного из героев, который до сих пор является поклонником Муссолини и старается продвигать его идеи среди родственников и знакомых, которым до политики нет никакого дела.

Фильм не богат на события, а действия будет не так уж и много, но благодаря блестящему сценарию Марио Колуччи, Моральдо Росси и Роберто Маури картина смотрится на одном дыхании и с первых же кадров уносит зрителя в то далекое время, попутно радуя глаз очень неплохим визуальным рядом. Динамичный джазовый саундтрек Марчелло Джомбини также придает напряженности сюжету и как бы ускоряет развитие событий, хотя на деле темп картины всегда одинаковый и размеренный.

На главные роли были приглашены как известные, так и неизвестные актёры. Альдо Берти и Нино Кастельнуово отлично смотрятся в образе членов банды грабителей. Женщин в фильме мало и у героев просто не будет на них времени, поэтому авторы не стали приглашать известных актрис. Но зато Роберто Маури позвал своего давнего соратника, будущего режиссёра таких фильмов как «Обнаженная для Сатаны» (Nuda per Satana, 1974) и «Зверь в ярости» (La bestia in calore, 1977), Луиджи Батцеллу, который исполнил роль адвоката и в будущем появится в другой заметной картине Маури под названием «Ночи насилия» (Le notti della violenza, 1966). Также в одной из ролей засветился другой режиссёр – Альфредо Риццо.

«Грязное дело» - отличный образчик раннего криминального кино Италии и ещё одна добротная работа в фильмографии Роберто Маури. Отличный сюжет, грамотная постановка, хорошая игра актёров и красивый визуальный ряд превращают это творение в отличное развлечение, к которому будет не грех вернуться несколько раз.

Материал опубликован: 23 апреля 2014 года.