Паразиты-убийцы


Оригинальное название: Shivers, Parasite murders, Frissons, They came from within,
Orgy of the Blood Parasites, The Parasite Complex.
Производство: Канада 1975г.
Режиссер: Дэвид Кроненберг.
В ролях: Пол Хэмптон, Барбара Стил, Джо Сильвер,
Линн Лоури, Алан Колман (Алан Мигичовский), Сьюзан Петри.
       «Паразиты-убийцы» - дебютный полнометражный фильм одного из самых необычных авторов мирового кино Дэвида Кроненберга. Съёмки этого фильма финансировались компанией Telefilm Canada, бюджет которой преимущественно складывается из денег налогоплательщиков. Получается, что Дэвид Кроненберг получил деньги от государства и жителей Канады на съёмки своего первого и, возможно, лучшего фильма, который стал самым успешным канадским фильмом 1975 года, но в то же время спровоцировал дискуссии в обществе по поводу его моральной и этической стороны, а также ряд негативных публикаций. Среди всех публикаций и рецензий особое место занимает статья журналиста Роберта Фулфорда, заголовком которой служила фраза: «Вы обязательно должны знать, насколько плох этот фильм, ибо он снимался на ваши деньги». Позже эта статья аукнулась Кроненбергу, и он был вынужден сменить место жительства, ибо тот человек, у которого он снимал квартиру в Торонто, отказался продлевать контракт, мотивируя это тем, что не желает видеть таких людей в своей квартире.
       Сам режиссёр говорил, что идея этого фильма пришла ему в голову после рассказа одного человека, который посреди ночи увидел, как из открытого рта супруги выползает паук. Для того чтобы создать пауков, были нужны дополнительные финансовые вложения, ибо это довольно трудная задача с технической стороны, поэтому Кроненберг решил ограничиться большими слизнями-червями. Продюсировал этот фильм, как и вторую работу Кроненберга «Бешеная» (Rabid, 1977) ныне известный продюсер и режиссёр Айван Рейтман, в послужном списке которого находятся такие фильмы как «Охотники за привидениями» и любимая многими во времена видео семейная комедия «Бетховен».

       Итак, поговорим о сюжете. Фильм начинается с показа фешенебельного жилого комплекса на каком-то удаленном острове. Закадровый голос рассказывает нам, что это экологически чистое место, где живут нормальные люди, где нет преступности, грязи, пробок на дорогах, а взамен этого есть все удобства, чистый воздух и живописная природа. И в этом месте всё ещё можно снять или купить квартиру, что и собирается сделать только что приехавшая молодая пара. Но со временем мы узнаем, что в местной лаборатории один из ученых проводил странные эксперименты и хотел вывести полезного паразита, который бы заменял функции какого-либо органа. В качестве подопытного кролика он использовал свою студентку, которая оказалась девушкой легкого поведения и заразила этой мерзостью всех посещавших её мужчин. А паразит этот оказался не только не полезным, но и по-настоящему зловредным. Этот слизняк размножается в теле человека и превращает его в некое подобие одержимого сексом зомби. Постепенно зараза распространяется по всему острову, и никто не знает, как её остановить…
       Дэвид Кроненберг всегда славился нестандартными сюжетами и физиологически неприятными историями. Не стала исключением и его дебютная работа, в которой он со смаком демонстрирует отвратительных слизней, которые оставляет ожоги на теле человека при прикосновении, а также с легкостью прыгают прямо ему в лицо. Распространение заразы происходит через физический контакт, а так как жертвы становится одержимыми сексом, то, думаю, не стоит говорить, что зараза очень быстро поразила весь остров и грозит переместиться на континент. Возможно, этим Кроненберг хотел показать губительность беспорядочных половых связей и то, к чему может привести прогрессирующая разнузданность и разврат в обществе, последовавшие после сексуальной революции конца 1960-х – начала 1970-х.

       При таком сюжете, располагающем к демонстрации эротических сцен и обнаженных тел, Дэвид Кроненберг умудрился создать совершенно неэротический фильм, в котором будет пара мимолетных сцен с переодеванием и никакого секса! Он здорово давит на психику зрителя и попутно «наносит» удары» кровавыми сценами, в которых черви сжигают лица людей, а сами люди, когда безумие достигает финальной стадии, начинают пожирать друг друга. Постепенно безумцев становится всё больше и больше, а сцены с их участием всё более шокирующими и зритель понимает, что это конец…, что всё нормальные люди и всё человечество очень быстро погрузится в пучину сексуального безумия и каннибализма. Таков финал по Кроненбергу.

       Стоит отметить, что денег на съёмки этого фильма выделили крайне мало, что, однако не помешало Кроненбергу снять качественное во всех отношениях кино. Кровавые эффекты выглядят вполне убедительно, музыкальное сопровождение великолепно и помогает авторам нагнетать атмосферу безумия и безысходности. На главные роли режиссёр пригласил неизвестных актёров, часть из которых имеет довольно скудные фильмографии, а для массовки и эпизодических персонажей, по слухам, вообще брали людей с улицы. Единственной приглашенной звездой была Барбара Стил, королева итальянских готических ужасов 1960-х, у героини которой не так уж и много экранного времени. Во время съёмок у неё была перепалка с режиссёром, который пытался заставить плакать актрису Сьюзан Петри и дал ей несколько пощечин, то вызвало бурное недовольство со стороны госпожи Стил.

       «Паразиты-убийцы» - отличный дебют и, возможно, даже лучшая картина Дэвида Кроненберга, не имеющая аналогов в истории мирового кино. Эта динамичная лента смотрится на одном дыхании и с первых же кадров, в которых чередуется приход покупателей к риелтору и убийство студентки, завораживает зрителя и приковывает его внимание. На мой взгляд, это один из знаковых фильмов мирового кино, уже давно входящий в список моих любимых кинокартин.


Материал опубликован: 22 июля 2011 года.