Страх, шорох и напряжение


Оригинальное название: Shake, Rattle & Roll.
Производство: Филиппины 1984г.
Режиссер: Эммануэль Х.Борлаза, Ишмаэль Бернал, Пеке Галлага.
В ролях: Розмари Джил, Чарито Солис, Герберт Баутиста, Эмили Лорен.
       Хоть убейте, но не знаю, как лучше перевести название этого фильма, ибо оно взято из одноименной блюзовой песни Бига Джо Тёрнера. Название песни переводится очень просто: «Трястись, грохотать и крутиться». Но для фильма оно совершенно не подходит, ибо это не комедия и не мюзикл, а антология ужасов. Поэтому я решил сделать приблизительный перевод «Страх, шорох и напряжение».

       Итак, данный фильм является первой частью очень долгоиграющей филиппинской серии фильмов-антологий, которые продолжают выходить до сих пор. На данный момент на экраны вышло уже больше 10 фильмов, но далеко не все они достойны зрительского внимания, ибо часть из них плохо снята, а часть приправлена довольно примитивным юмором. Но самая первая картина, о которой сейчас пойдет речь, представляет собой «чистый» фильм ужасов, состоящий из трех новелл, снятых разными режиссёрами.
       Первая новелла называется «Стекло» и снял её Эммануэль Х.Борлаза, автор редкого, но к счастью дожившего до наших дней фильма ужасов «Кровь вампира» (Dugo ng vampira). В прологе нам показывают молодую пару и их друга, которые приезжают в старинное имение предков для того, чтобы получше узнать трагичную историю своей семьи. С помощью специального спиритического сеанса молодые люди и девушка пробуждают души умерших предков и узнают, что во времена, когда Филиппины вот-вот должны были получить независимость от Испании произошла трагичная история. Девушка Изабель любила молодого человека по имени Хуанито, который отправился на войну и не вернулся. У них был общий друг Ибарра, который также был влюблен в Изабель. Со временем девушка смирилась со смертью любимого и вышла замуж за Ибарру, но в первую же брачную ночь к ним в дом врывается изуродованный человек и пытается убить обоих. Естественно, Ибарра стреляет в него из пистолета и уже только потом понимает, что убил лучшего друга – Хуанито. Перед смертью тот поклялся вернуться из мира мертвых и уничтожить их обоих. Судьба молодоженов была незавидной: Ибарра так и не смог смириться с тем, что убил друга и покончил с собой, а Изабель заболела странной болезнью и также ушла в мир иной. Но духи просто так не выдают свои тайны и теперь молодых людей, решивших провести спиритический сеанс, ждет её более страшная участь нежели героев Хуанито, Изабель и Ибарру…

       Некоторые зрители называют эту новеллу слишком затянутой и худшей из всего фильма, но по мне так это настоящий шедевр с замечательным сюжетом, действительно неожиданной развязкой и безумной и мрачной атмосферой. Сюжет новеллы действительно развивается довольно медленно, но в то же время режиссёр не ударяется в мелодраматизм, а лаконично рассказывает трагическую историю семейства. После этого начинается само первоклассное действие: изуродованный до неузнаваемости и обезумевший от войны Хуанито врывается в дом своей бывшей невесты и нападает на её жениха. После короткого сражения Ибарра убивает его из пистолета. Далее следует показ трагической судьбы молодоженов, сопровождаемый печальной музыкой. После этого режиссёр возвращает зрителя к главным героям, вызвавшим духов, и демонстрирует безумное действие, которое станет ещё более диким после того, как местный монах прочтет молитву. Всё это снято в довольно мрачном виде и почти всё действие фильма происходит ночью в тёмных комнатах и залах старинного полузамка-особняка. Режиссёр мастерски создает нездоровую и мрачную атмосферу, которая с самых первых кадров предвещает страшные события.
       Вторая новелла называется «Холодильник» и снял её тоже небезызвестный филиппинский режиссёр Ишмаэль Бернал, автор скандальной ленты «Манила ночью» (Manila by night). Удивительно, но факт: эта история по сюжету чем-то напоминает картину Тоуба Хупера «Давилка» (The mangler), снятую по рассказу Стивена Кинга 1972 года «Мясорубка». Семья приезжает в маленький городок и поселяется в старинном особняке, в котором уже давно никто не жил. Местные жители очень настороженно относятся к этому месту и дают об этом понять главным героям. Постепенно в доме начинают происходить странные вещи. У матери семейства начинаются видения: то сосиски, которые она вытащила из холодильника, превращаются в отрезанные пальцы, то капуста – в отрезанную голову. Позже начинаются и смерти, которые также связаны с холодильником. Когда девушка открывает его дверцу, она слышит какое-то демоническое дыхание и в тот же момент её начинает туда затягивать, а дверца начинает её бить. Местная полиция начала подозревать одного из членов семьи, умалишенного парня, которого они привезли с собой из жалости. Однако он не виноват и постепенно полицейский инспектор начинает поднимать архивы прессы, рассказывающие о деяниях маньяка-мясника-насильника, чья душа, скорее всего и вселилась в этот холодильник…

       Как видите, сюжет действительно частично похож на «Давилку» Тоуба Хупера, только здесь вместо гладильной машины выступает обычный холодильник. Эта история развивается куда динамичнее первой и по визуальному ряду это уже просто фильм ужасов, а не мрачная мистическая история. Режиссёр позволил себе продемонстрировать мимолетную сцену с обнаженкой и парочку «кровавостей» в виде частей человеческого тела, которые герои будут поочередно доставать из холодильника. Но в то же время мне эта история показалась слишком примитивной: холодильник как-то вяло затягивает людей в свои недра, а полицейский слишком быстро понимает, что к чему. Но главное – режиссёр почему-то лишает зрителя возможности лицезреть уничтожение этого самого адского агрегата. В общем, на мой взгляд, эта история оказалась на порядок слабее первой, но всё равно смотрится с интересом.
       Ну и, наконец, мы подошли к заключительной части антологии под названием «Манананггал», режиссёром которой выступил Пеке Галлага, который в будущем будет работать над несколькими продолжениями данной антологии и ещё рядом необычных проектов, таких как фильм ужасов «Тиянак» (Tyanak) и фантастический боевик «Смертельная битва» (Mortal kombat (Alamat ng damortis)). Эта его новелла посвящена легендам Юго-Восточной Азии и одному из известных их персонажей – Манананггалу. Это существо с едва ли читабельным названием представляет собой некое подобие вампира, но сильно отличается от привычных нам европейских кровососов. Это женщина лет 35, часто колдунья, ведущая уединенный образ жизни, которая по ночам выходит в лес и с помощью специального ритуала превращается в монстра: на спине у неё вырастают большие крылья, половина туловища отделяется и отправляется на охоту за беременными женщинами и детьми. Она может нападать и на обычных людей и также как и европейские вампиры боится чеснока и солнечного света. Говорят, что в некоторых филиппинских деревнях Висаянского региона люди до сих пор обвешивают окна своих жилищ чесноком, ибо всё ещё верят в существование подобных созданий. Именно Манананггалу и посвящена заключительная новелла этой антологии.

       Итак, парнишка нанимает помощника и вместе они отправляются в лес, чтобы спеть серенаду живущей там девушке. Помощник сразу же испугался, ибо это была «ночь без Бога», некие сутки в году, когда якобы Бог мертв и вся нечисть активизируется по полной программе. Но, увидев заветные монеты, этот человек всё же соглашается. Прослушав серенаду, девушка улыбается и скрывается в своей хижине, а парень решает возвращаться домой. Но по пути назад он слышит странные звуки, а потом нарывается на разорванный труп своего компаньона, который всё же не выдержал и сбежал раньше, вернув деньги нанимателю. С этого момента близлежащую деревню начинает терроризировать Манананггал и юноша, пробудивший его к жизни, должен будет дать ему достойный отпор…
       У этой новеллы лишь пара недостатков. Главный её герой – ребенок, который почему-то отправляется в лес петь серенады девушке старше его. Думаю, что режиссёру следовало ююбы подумать лучше над сюжетом и сделать главным героем молодого человека, который бы начал ухаживать за этой девушкой. Вот тогда бы этот эпизод смотрелся бы на порядок лучше. Второй минус – отсутствие убийств. Действия в этом эпизоде хоть отбавляй и оно весьма оригинальное и интересное, но вот почему-то вампирше редко удается поживиться человечинкой. Ну и не могу не выразить свое негодование неграмотной постановкой освещения: действие по сюжету происходит ночью и сам демон может быть активным только в ночное время, а некоторые сцены, в том числе и с его участием, сняты при дневном свете… В остальном эпизод очень хорош и смотрится на одном дыхании. Сцена превращения девушки в чудовище просто великолепна. В тёмном лесу мы видим обнаженную барышню, которая мажет свое тело каким-то зельем, после чего у неё вырастают крылья, и часть её туловища отделяется, чтобы затем взлететь над кронами деревьев. В этом эпизоде режиссёр использовал мультяшные эффекты, но смотрятся они довольно оригинально. Вампирша будет изводить дом своего ухажера, а тот будет сражаться с ней и, в конце концов, победит. Как я уже сказал, этот эпизод имеет ряд серьезных недостатков, но всё же смотрится с интересом в силу оригинальности происходящего на экране.

       Общее впечатление от просмотра этой антологии, конечно же, положительное. Да, у второй и третьей новелл есть ряд недостатков и надо сказать, что все три новеллы расположены как бы по убыванию их качества: первая – лучшая, вторая – похуже, третья –худшая. Но это мое личное мнение и у каждого будет свое представление об этих трех историях. Я читал мнение другого человека, который утверждал, что вторая и третья новеллы – просто шедевры, а первая очень слабенькая. Но в любом случае эта антология достойна зрительского внимания в силу своей необычной атмосферы, мрачного визуального ряда, оригинальных сюжетов и экзотичности самой продукции (ведь не каждый день встретишь филиппинский фильм ужасов). Об актёрской игре ничего говорить не буду, ибо кроме Розмари Джил никого из участвовавших в съемках не знаю и их игра мне показалась «ровной». Музыкальное сопровождение очень приятно на слух, но никогда не выходит на передний план и служит как бы фоном для каждой истории.

       «Страх, шорох и напряжение» - оригинальное и захватывающее кино, которое не только познакомит зрителя с филиппинским фольклором, но и доставит ему массу удовольствия необычным сюжетом и особой атмосферой, которую можно встретить только в старых филиппинских фильмах ужасов.



Материал опубликован: 17 октября 2010 года.