Секрет

  • Оригинальное название: Le secret, The secret.

  • Производство: Франция-Италия 1974г.

  • Режиссер: Робер Энрико.

  • В ролях: Жан-Луи Трентиньян, Марлен Жобер, Филипп Нуаре, Антуан Сэнт-Джон, Жан-Франсуа Адам.

Думаю, что каждому любителю европейского кино знакомо имя одного из лучших французских режиссёров Робера Энрико. И сейчас я собираюсь рассказать об одной из его наиболее интересных и грамотных работ под названием «Секрет». Этот фильм вышел на экраны в 1974 году, но его тема актуальна до сих пор и будет актуальна ещё долгие годы, если не вечно. Картину сложно причислить к какому-то одному жанру: это и закрученный триллер, и психологическая драма, и политический фильм о власть имущих и о том, как они рьяно охраняют свои секреты.

В прологе мы видим, как некий человек по имени Давид (Жан-Луи Трентиньян) сбегает из странного учреждения, напоминающего то ли психиатрическую клинику, то ли тюрьму. Умело обманув и убив охранника, он пускается в бега. Взяв немного денег у любовницы, Давид отправляется в глухую сельскую местность, где надеется найти хотя бы временный покой и спрятаться от преследователей. Здесь он знакомится с супружеской парой, старый особняк-замок которой находится вдали от цивилизации. Тома (Филипп Нуаре) и Джулия (Марлен Жобер) с радостью принимают незваного гостя, и только по прошествии довольно большого количества времени он рассказывает им о том, что скрывается якобы от какой-то тайной правительственной организации, секреты которой ему посчастливилось узнать. А в это же время в газетах появляется информация о том, что из психиатрической клиники сбежал опасный человек, у которого мания преследования и бурная фантазия и который в обычной жизни мало чем отличается от нормальных людей…

Этот фильм был снят по роману Фрасиса Рика «Нежелательный спутник» и надо сказать, что Робер Энрико действительно постарался на славу и написал идеальный сценарий, к которому даже при большом желании никак не придерешься. На протяжении всего фильма зритель будет теряться в догадках относительно личности главного героя. Временами события складываются так, что ему сочувствуешь и веришь тому, что он говорит, в то время как в других сценах начинаешь сомневаться в его вменяемости и веришь властям, подавшим на него в розыск. Режиссёр выстраивает эти сцены и события в фильме так, что догадаться о том, что будет дальше и чем всё это закончится просто невозможно.

Как я уже сказал, это одновременно и триллер, и психологическая драма и главный акцент авторы делали на психологическую составляющую. Поэтому действия здесь практически не будет. Всё строится именно на эмоциях главных героев, на их отношениях, на ожидании развязки этой странной истории и раскрытия личности не менее странной личности главного героя. Режиссёр практически детально описывает характеры всех основных действующих лиц и выстраивает очень необычные отношения между ними, которые с течением времени будут меняться. Первоначально Тома и Джулия с радостью принимают незваного гостя у себя в доме, а Джулия проявляет интерес к незнакомцу. По мере развития событий этот интерес перерастает в страх, и даже ревность мужа к Давиду, ибо Тома изо всех сил пытается помочь сбежать преследуемому в Испанию. В финале нас ждет не только развязка, но и предательство. Собственно, такова психология большинства женщин. Ну а развязка ждет зрителя буквально перед самыми финальными титрами и даже при всех его попытках что-либо предугадать она всё равно будет достаточно неожиданной и шокирующей. Ну и, конечно же, как всегда замечательная музыка Эннио Морриконе является отличным украшением этого фильма.

Этот фильм не смотрелся бы так хорошо, а его сценарий не мог быть правильно реализован без грамотной актёрской игры. Робер Энрико очень хорошо поработал с актёрами и сделал правильный выбор в пользу Жана-Луи Трентиньяна, отдав ему главную роль. Этот гениальный актёр как нельзя лучше передал перепады настроения и характера Давида, заставляя зрителя принимать то его сторону, то сомневаться в его вменяемости. Временами это стеснительный и спокойный человек, временами его взгляд напоминает взгляд загнанного в угол зверя, готовящегося умереть, а временами это раздражительная и странная личность, словно действительно сбежавший из психиатрической лечебницы психопат. Трентиньян справился с возложенной на него задачей на все 100! Филипп Нуаре и Марлен Жобер также очень хорошо исполнили свои роли. Жобер отлично передала меняющееся отношение к незнакомцу и его проблеме, а также свой меняющийся характер, а Нуаре – великолепен в роли добродушного мужчины, который всегда заканчивает начатое дело и выполняет свои обещания. Его герой по-своему простоват, но в то же время его не назовешь какой-то необразованной деревенщиной.

«Секрет» - гениальный фильм, в котором всё сделано по высшему разряду, начиная от сценария и кончая актёрской игрой. Медлительный, загадочный, напряженный, несущий в себе определенный смысл и посыл этот фильм до сих пор производит неизгладимое впечатление на зрителя. Шедевр, с которым должен ознакомиться каждый уважающий себя любитель кино.

Материал опубликован: 06 сентября 2012 года.