Чёрная кобра

  • Оригинальное название: Die schwarze Kobra.

  • Производство: ФРГ 1963г.

  • Режиссер: Рудольф Цеетгрубер.

  • В ролях: Адриан Ховен, Энн Смирнер, Вольфганг Прайс, Клаус Кински, Герберт Фукс, Петер Фогель.

Несмотря на то, что личность австрийского режиссёра Рудольфа Цеетгрубера является малоизвестной, у нас на видео ходил как минимум один его фильм, да и на Западе его картины получали какую-никакую дистрибуцию. Через три года после дебюта в качестве режиссёра с комедией «Деревня без морали» (Das Dorf ohne Moral, 1960) Цеетгрубер выпускает криминальную ленту под названием «Чёрная кобра», по-видимому, навеянную немецкими крими-фильмами.

В центре сюжета находится водитель фуры по имени Питер (Адриан Ховен), который перевозил партию наркотиков под присмотром мафиози. Тёмной ночью фуру останавливает полиция, но через минуту он понимает, что это переодетые бандиты из конкурирующей группировки. В перестрелке погибает сопровождавший его босс мафии, а сам он успевает скрыться в ночной тьме. Теперь полиция ищет этого человека по обвинению в убийстве, а мафия из желания убрать лишнего свидетеля. Сам же Питер, перевозивший груз не по своей воле, вынужден прятаться и вести собственное расследование, чтобы выйти на реальных преступников и доказать свою невиновность…

На протяжении 1960-х годов Рудольф Цеетгрубер в основном снимал криминальные триллеры, подражания экранизациям Эдгара Уоллеса и даже сам делал «неофициальные» попытки экранизировать произведения известного мастера триллера. «Чёрная кобра» - его первый фильм в криминальном жанре и, естественно, это не самая лучшая работа, в которой, однако, есть на что посмотреть.

Авторы стараются максимально закрутить сюжет и запутать зрителя, вводя как можно больше героев. Помимо основной бандитской группировки в фильме будет действовать жена убитого мафиози и её люди, а также некий наркоман-доносчик, который пытается работать и на полицию, и на преступный мир. Сильной интриги у авторов не получилось и зритель без труда раскрутит этот клубок событий и сам поймет, кто есть кто. Другое дело – действие. В течение фильма его будет достаточно, а вот финал выглядит как то блекло, скучно и неинтересно. Нам не покажут ни интенсивных погонь, ни сражений полиции с бандитами, ни каких-либо занимательных сцен, хотя всё к этому располагает. Зато в середине нас ждёт забавный поединок кобры и пушистого зверька, который оканчивается, конечно же, победой последнего.

Роман Шлиссер и Рудольф Цеетгрубер написали вполне сносный сценарий, а оператор Ганс Юра смог создать красивый визуальный ряд. Но зачем они привнесли приличную долю юмора в свой фильм, в результате чего поступки некоторых героев отдают откровенным идиотизмом? Понимаю, юмор был свойственен многим крими-фильмам и в большинстве случаев он мне не нравился, но здесь можно было без него обойтись. Весь комизм заключается в мимолетных сценах и его главным объектом является толстый и сильный друг главного героя. Всё это не смешит и не веселит, а просто отвлекает от серьезной истории. Поступки героев также временами отдают идиотизмом: в сцене, где толстяк дерется с качком мафии и вот-вот проиграет, главный герой прыгает и машет кулаками, словно смотрит боксерский поединок. Умирающий мафиози опускает рычаг и кран на свалке машин сразу же движется в нужном направлении, хватает нужный автомобиль и оттаскивает его к прессу, который тут же включается и делает своё дело… без какого-либо участия людей. Идиотизм и дикая наивность.

Стоит отметить, что в фильме немало колоритных персонажей. Толстяк несерьезен сам по себе и напоминает добродушного мужика из рекламы пива, того, который на вопрос «Где был?» отвечает «Пиво пил?». Ему противостоит такой же здоровяк из клана мафии, лицо которого серьезно изуродовано и которого используют для добычи информации из несговорчивых «клиентов». Ну и, наконец, наркоман Чарли – тоже запоминающаяся личность, в силу того, что его играет Клаус Кински и того, как он пытается вести двойную игру.

Главную роль исполнил хорошо известный актёр всеразличных Heimat-фильмов Австрии Адриан Ховен, знакомый иностранным зрителям как режиссёр ряда культовых хорроров и актёр (в поздний период карьеры) такого же кино. Он неплохо вжился в роль, но этот персонаж меркнет на фоне вышеописанных запоминающихся личностей. Его экранной подружкой была крайне очаровательная датская актриса Энн Смирнер, которая в будущем не раз поучаствует в итальянских картинах. Ну и, конечно же, многие будут смотреть этот фильм из-за участия молодого Клауса Кински, который сумел воплотить на экране образ жалкого и очень неприятного типа – наркомана Чарли. Внимательный зритель заметит совсем молодого Герберта Фукса в роли помощника жены убитого мафиози.

«Чёрная кобра» - вполне интересный криминальный триллер, не лишенный недостатков. Поклонники крими-лент с удовольствием посмотрят это творение, а остальные категории зрителей вряд ли придут в восторг и будут смотреть этот фильм ради того, чтобы увидеть молодых Кински и Фукса, а также насладиться красотой Энн Смирнер.

Материал опубликован: 03 декабря 2014 года.