Без стыда


Оригинальное название: Schamlos.
Производство: Австрия-ФРГ-Франция 1968г.
Режиссер: Эдди Саллер.
В ролях: Удо Кир, Марина Паал, Рольф Эден, Руди Шиппель.
       «Без стыда» - вторая режиссерская работа австрийца Эдди Саллера, который в 1965 году шокировал публику своим триллером «Пытка плоти». Это также последняя его работа в жанре криминального кино и триллеров. После этого последуют только эротические комедии. На этот раз Саллер решил превзойти себя самого и создал ещё более откровенный в плане эротики фильм, но в этот раз он ближе к жанру криминала, нежели триллеров.
       Главным героем фильма является молодой человек по имени Александр Польманн (Удо Кир), который сколотил небольшую банду и промышляет разными мелкими и не очень преступлениями. Постепенно он становится проблемой для более крупного мафиози по фамилии Ковальский (Рольф Эден), но ни тот ни другой не решаются на открытую конфронтацию. Сам Александр встречается с некоей Анабеллой (Марина Паал), дочкой богатого бизнесмена, которая клеится ко всем подряд, т.е. проще говоря, является шлюхой. В один день она поспорила, что сможет соблазнить уже немолодого актёра, который якобы является гомосексуалистом. Естественно, её попытки ни к чему не привели, а через некоторое время труп девушки нашли недалеко от его дома. Главным подозреваемым был тот самый артист, но он был оправдан. И тогда отец Анабеллы платит Александру большие деньги, чтобы тот вместе со своими людьми выбил признания у подозреваемого и убил его. И вот бедняга уже находится в подвале одного из клубов, где над ним начинается самосуд. Но что-то подсказало Александру, что этот человек действительно невиновен и что истинного убийцу надо искать среди людей Ковальского, чем он и начинает заниматься. Но Польман даже представить себе не может, к чему приведет всё это расследование и кто на самом деле задушил Анабеллу…

       Эдди Саллер всё же очень талантливый человек. Его второй фильм пусть смотрится и похуже первого, но это такой же шедевр и такая же оригинальность. Первое, что хочется отметить, так это сюжет, который лишь с первого взгляда может показаться простым и предсказуемым. Он построен так, что предугадать последующие события просто невозможно, а информация о персонажах и их жизни подается мелкими порциями да ещё так, чтобы зритель до конца не понимал, что они из себя представляют. Всё станет известно только в финале, который оказался очень неожиданным и, конечно же, снят в традиционном для Саллера стиле.

       Будучи большим любителем шокировать публику, Саллер напичкал свое второе детище ещё большим количеством эротизма. Здесь уже нет никакого стеснения (даже легкого, как это было в «Пытке плоти»), когда речь заходит о демонстрации обнаженки. Девушки без проблем раздеваются, демонстрируют свои тела, но до чего-то совсем откровенного дело не доходит. В те времена режиссёр пытался пропитать свой фильм эротизмом, но не за счет бесконечной демонстрации обнаженки, а за счёт умело и к месту вставленных сцен, пусть и не всегда откровенных. Ну и, конечно же, сюжет этого творения носит ещё более развратный характер, нежели первый фильм Саллера.
       Помимо эротизма в фильме чувствуется дух подполья, дух преступного мира того времени. Все эти маленькие клубы, квартиры, подвалы, где держат пленников и где проводят самосуд, интриги, коррумпированные мелкие чиновники как нельзя лучше показывают преступный мир маленького городка. А главный герой по имени Александр – это будущий успешный гангстер, молодой, хладнокровный, властный и самоуверенный человек, который придет на смену старой гвардии в лице Ковальского. Всё это сопровождается отличным джазовым и местами даже рокерским саундтреком Герхарда Хайнца, который уже работал с Эдди Саллером над его дебютной картиной. И в этот раз он опять порадует слушателя оригинальными и заводными мелодиями, которые будут также отлично звучать и в отрыве от видеоряда.

       На главную роль авторы пригласили тогда ещё совсем молодого Удо Кира, для которого это была первая роль в полнометражном кино. И эта роль стала билетом в мир кино, ибо после этого творения последовали предложения от других режиссёров, в том числе и из-за границы. Кир очень хорошо воплотил на экране образ самоуверенного молодого гангстера, который вдруг решил докопаться до правды и не убивать ни в чем не повинного человека. В остальных ролях задействованы в основном малоизвестные актёры, которые всю жизнь довольствовались второстепенными ролями, а также те, кто ни до, ни после этого творения не снимался в кино. Но стоит отметить, что все без исключения актёры постарались на славу и отлично исполнили свои роли.

       «Без стыда» - ещё одно доказательство профессионализма и таланта Эдди Саллера, который развивал и совершенствовал свой стиль, но с 1970-х годов, к сожалению, полностью отошел от жанра криминальных фильмов и триллеров и растрачивал себя на дешевые эротические комедии. Но его имя всё равно будет всегда ассоциироваться с двумя оригинальными шедеврами, аналогов которым нет нигде в мире – «Пытка плоти» и «Без стыда».


Материал опубликован: 22 марта 2011 года.