Без видимой причины


Оригинальное название: Sans mobile apparent.
Производство: Франция-Италия 1971г.
Режиссер: Филипп Лабро.
В ролях: Жан-Луи Трентиньян, Доминик Сандра, Карла Гравина,
Лаура Антонелли, Жан-Пьер Мариэль, Мишель Бордине, Стефан Одран.
       Филипп Лабро может и не самый известный, но определенно очень уважаемый поклонниками французского и не только кино режиссёр. На его счету такие ленты как «Ястреб» (L’alpagueur, 1976), «Наследник» (L'héritier, 1973) и «Без видимых причин» (Sans mobile apparent, 1971), о котором сейчас и пойдет речь. Снятый по роману Эдда Макбейна «10+1» этот фильм является первой серьезной и успешной криминальной лентой в фильмографии Филиппа Лабро и этот фильм очень высоко котируется зрителями и критиками. Режиссёр не пошел по легкому пути и не стал снимать криминальных триллер по заокеанским канонам, а создал свой уникальный стиль, приправив его элементами английского детектива.
       Действие фильма происходит в Ницце, где неизвестный снайпер начинает убивать людей разных социальных групп. Он делает это бесшумно и быстро, так, что никто ничего не может понять и уж тем более отследить, кто совершил преступление. Все убитые имеют разный достаток, социальный статус, знакомства, т.е. с первого взгляда кажется, что все эти убийства совершаются без каких-либо видимых причин. Расследование этого странного дела ведет комиссар Стефан Карелла (Жан-Луи Трентиньян), славящийся своими успехами в раскрытии сложных и запутанных дел. Но на этот раз и он в замешательстве, ибо никак не может найти связь между жертвами преступника. Постепенно опрашивая родственников и знакомых этих людей, он наконец-то находит некое связующее звено и узнает их общую тайну, которая и выведет его на убийцу…

       Филипп Лабро снял очень захватывающий криминальный триллер, не похожий на другие картины в этом жанре. Сюжет развивается довольно медленно, а убийства происходят нечасто, но всё выстроено настолько грамотно, что не можешь оторвать глаз от экрана. Авторы медленно нагнетают атмосферу, заставляя зрителя строить догадки не только относительно личности убийцы, но и относительно его последующих жертв и времени нанесения следующего удара. Детектив Карелла очень хорош и делает всё возможное, чтобы отыскать неуловимого снайпера: в зависимости от ситуации он может быть и груб, и вежлив, и хитер. И в финале он всё же раскручивает клубок интриг и тайн, уходящих в далекое прошлое, раскрытие которых могло очень серьезно подпортить репутацию жертвам убийцы. Единственное, что мне не понравилось в сюжете, так это финальная сцена, где убийца фактически проявляет себя сам и вступает в заведомо неравную схватку с полицией. По идее этот человек должен был в спешном порядке скрыться, а он совершил такой опрометчивый поступок.
       Отдельно стоит отметить потрясающий саундтрек Эннио Морриконе. Несмотря на то, что он великолепен, Филипп Лабро принял решение не делать эту музыку частым гостем своего творения. Большая часть действия происходит без какого-либо музыкального сопровождения, а саундтрек Морриконе используется только для того, чтобы подчеркнуть кульминационные моменты или обратить внимание зрителя на какое-какие детали сюжета. Несмотря на то, что музыка звучит довольно редко, она здорово помогает авторам создать нужное напряжение и покрыть убийства ореолом тайны и загадочности, не забыв про сильный оттенок смертельной опасности.

       На главные роли Филипп Лабро пригласил не только звезд французского кино, но и ряд итальянских актёров. Жан-Луи Трентиньян бесспорно великолепен в роли отважного детектива. Вряд ли кто будет сомневаться в таланте этого актёра и данный фильм ещё одно доказательство его профессионализма. Трентиньян очень правдоподобно передает не только характер своего героя, но и многочисленные резкие перепады его настроения, что делает этот фильм ещё изящнее и интереснее, ибо манера общения главного героя частенько меняется и с разными людьми он общается по-разному, как будто это другой человек. Из звезд французского кино отмечу Доминик Сандра в роли дочки одного из убитых, а также Стефан Одран, которая сыграла предполагаемую жертву снайпера, которую Карелла сумел спасти. Карла Гравина сыграла подругу главного героя, а Лаура Антонелли засветилась в маленькой, но едва ли не ключевой роли. Естественно, игра таких актёров не может быть плохой.

       «Без видимых причин» - великолепный криминальный триллер именитого режиссёра и его первая (и очень удачная) проба пера в этом жанре. К сожалению, в наши дни эту ленту изрядно подзабыли, но, несмотря на это, я настоятельно рекомендую с ней ознакомиться абсолютно всем категориям зрителей.

Материал опубликован: 01 мая 2011 года.