Саламандра
Оригинальное название: La salamandre.
Производство: Италия-Франция 1969г.
Режиссер: Альберто Каваллоне.
В ролях: Эрна Шюрер, Бэрил Каннингэм, Антонио Казале (Энтони Вернон), Тони Каррел.
В 1969 году в Италии начинает демонстрироваться фильм «Саламандра», снятый доселе никому неизвестным Альберто Каваллоне. В тот год данная лента собрала в прокате 500 миллионов лир, опередив по этому показателю «Жюстину» Хесуса Франко и «Так мила, так порочна» Умберто Ленци, но, получив также, негативные отзывы от прессы. Формально, «Саламандра» является первым фильмом, над которым Каваллоне работал в качестве режиссёра, но на самом деле это не так: в 1959 или в 1960 году Каваллоне с большим риском для себя снял 50 – минутный документальный фильм «La sporca Guerra» («Кровавая война»), посвящённый алжирскому антиколониальному сопротивлению, а спустя три года – псевдодокументальную работу «Lontano dagli occhi» («Вдали от глаз»). Последняя снималась во Франкфурте-на-Майне и рассказывала о судебном процессе над нацистскими преступниками. Говорят, что где-то в Милане хранится единственная копия «Кровавой войны», а вот «Вдали от глаз» оказался утерян навсегда.
«Саламандра» - политический фильм, хотя этого так и не поняли зрители, посещавшие показ картины в 1969 году. Коммерческий успех «Саламандры» был обусловлен наличием в оной основных элементов эксплуатационного кино – насилия и обнажённой натуры – то есть того, что привлекало внимание среднестатистического человека и заставляло его приобретать билет в кино.
«Саламандра» - это трибьют Каваллоне известному африканскому общественно-политическому деятелю Францу Фанону (1925-1961). Этот выходец с острова Мартиника прожил недолгую, но очень насыщенную и интересную жизнь. Основными темами идейных изысканий Фанона были деколонизация, психопатология колониализма и легитимация революционного насилия. Незадолго до смерти Франц Фанон опубликовал книгу «Les damnes de la terre» («Проклятьем заклеймённые»), которая считается чем-то вроде политического завещания сего персонажа. В этой работе Фанон призвал колониальные народы к насилию против угнетателей, причём насилие должно использоваться не только и не столько для достижения политических целей, сколько для особого рода психотерапии угнетённых. Получивший образование психиатра и три года проработавший по специальности в Алжире Фанон утверждал, что насилие освобождает человека от комплекса неполноценности, уныния, отчаянья и наделяет его бесстрашием. Франц Омар Фанон доказывал, что коллективное революционное насилие против колонизаторов приведёт угнетённые нации к эмоциональной разрядке, способствующей очищению сознания цветных людей от ментальности, привитой долгими годами колониализма. Вообще, суть воззрений Фанона, можно выразить всего лишь одной цитатой, взятой из его же собственной работы «Проклятьем заклеймённые»: «Жизнь колонизованного может возникнуть лишь из разлагающегося трупа колонизатора».
Главная героиня фильма – чернокожая девушка Ута, работающая фотомоделью. Уту постоянно преследует одна и та же кошмарная галлюцинация: на пустынном пляже группа белых избивает и кастрирует негра, а потом начинает преследовать её саму. Это видение постепенно подрывает психическую устойчивость девушки, и она становится очень нервной, а иногда даже и агрессивной.
Вместе со своей коллегой по работе Урсулой, Ута приезжает в Тунис, где у неё должна состояться серия фотосессий. Отношения двух девушек выходят за рамки трудовых: они любовницы. Однажды на безлюдном морском пляже девицы знакомятся с неким мужчиной, который представляется Генри Дювалем, психиатром. Генри сразу же начинает ухаживать за своими новыми подругами, стремясь затащить их в постель. Через некоторое время ему удастся закрутить роман с Урсулой, но ни он, ни его новоиспечённая пассия не знают, что их ждёт.
На первый взгляд, перед нами качественный эксплуатационный фильм, с чисто личностной, лишённой политического, проблематикой. Но на самом деле это не так. История Уты – это история пробуждения «угнетённого» сознания и бунта против «угнетателей». Альберто Каваллоне позиционирует протагонистку «Саламандры» в качестве жертвы белых людей. Её навязчивые страхи, галлюцинации, невроз и агрессия есть не что иное, как «психопатология колониализма». На протяжении фильма мы видим, как Ута постоянно сталкивается с тем, что её используют или хотят использовать белые. В данной системе ценностей Ута выступает чем-то вроде объекта как экономической (она фотомодель, на внешности которой зарабатывают деньги), так и сексуальной эксплуатации. Негритянка считала Урсулу по-настоящему близким человеком, и только потом она поняла, что её белую партнёршу интересует лишь секс и деньги, которые приносят фотографии. Постепенно негативные эмоции Уты становятся настолько сильными, что девушка решается на совершение тяжкого преступления, которое, в соответствии с идеями Фанона, и есть та самая психотерапия для угнетённых, способствующая очищению сознания чёрных людей от неполноценности, навязанной колонизаторами.
«Саламандра» действительно снималась в Тунисе, поэтому иногда на экране можно увидеть местный колорит. К сожалению, насладиться визуальным рядом не представляется возможным: картинка DVD-R не лучшего качества. Также в этот фильм помещены несколько чёрно-белых вставок с документальными кадрами расового насилия. Музыкальное сопровождения для «Саламандры» написал Франко Потенца: ему удалось создать хороший саундтрэк, в котором местами звучат африканские мелодии.
Роль Уты досталась страшноватой (на лицо) Берил Каннингхэм, а её любовницу сыграла Эрна Шюрер, которая особой красотой тоже не отличается. Образ доктора Дюваля воплотил Антонио Казале. Игра всех вышеперечисленных людей не является шедевральной или хотя бы просто вдохновенной, но и провальной её не назовёшь.
Итого. «Саламандра» - очень неплохой фильм, который можно рекомендовать всем любителям итальянского экспло, хотя своим смысловым содержанием эта работа явно выходит за рамки итальянского жанрового кино того времени.
Автор обзора: Almost Human.
Материал опубликован: 21 апреля 2011 года.