Розы цветут на могиле в болотах
Оригинальное название: Rosen blühen auf dem Heidegrab, Rape on the Moor, Roses Bloom on the Grave in the Meadow.
Производство: ФРГ 1952г.
Режиссер: Ганс Х. Кёниг.
В ролях: Рут Нихаус, Герман Шомберг, Армин Дален, Ингеборг Моравски.
Перед тем, как начать рассказ об этом фильме, я считаю нужным дать несколько комментариев касательно такого малоизвестного у нас в стране жанра как Heimatfilm. Это чисто немецкий жанр, который был распространен в ФРГ, Швейцарии и Австрии где-то с 1940-х по первую половину 1970-х. Действие этих фильмов происходило в сельской местности, и в этих фильмах очень чувствовались национальные традиции народов, их создающих. Как правило, была прекрасная леди, положительный персонаж, влюбленный в неё и кто-то отрицательный. Большое внимание уделялось единению человека с природой и, если так можно выразиться, противопоставлению традиционного образа жизни прогрессу. Фильм, о котором сейчас пойдет речь, не только имеет интересное название «Розы цветут на могиле в болотах», но и является уникальным смешением того самого Heimatfilm и готики.
Действие фильма, естественно, происходит в сельской местности Германии, где живет девушка по имени Доротея (Рут Нихаус). Всё бы ничего, но ей постоянно приходится отбиваться от нападок местного фермера Дитриха (Герман Шомберг), который, несмотря на наличие жены, откровенно добивается взаимности со стороны Доротеи, причем частенько переходя на грубости и домогательства. В один день в деревню приезжает бывший одноклассник Доротеи Людвиг (Армин Дален), который стал архитектором и живет в городе. Между ними вспыхивает нежное чувство, что приводит в ярость Дитриха. Пока Людвиг был в отъезде, тот решил заманить девушку в болота и надругаться над ней. А, между прочим, в поселении ходит легенда о Вильгермине, девушке, которая также была изнасилована и пропала без вести в этих болотах. В память о ней там стоит большое надгробие, вокруг которого растут странные цветы. Опороченная Доротея начинает слышать зов с болот и в одну ночь ведет Дитриха в те места, где человека запросто может утянуть в бездонную пучину…
Как видите, помимо стандартной любовной истории в этом фильме присутствует достаточно колоритный отрицательный персонаж, который будет постоянно вредить Людвигу и Доротее, а также попытается выдворить молодого человека из поселения силой. Но у него ничего не выходит, тогда в ход идет грубая мужская сила по отношению к женщине, после чего Дитрих совсем наглеет от своей безнаказанности и в одну ночь приходит в дом к Доротее…
Интересна история Вильгермины, которая регулярно «вклинивается» в повествование. Когда-то давно эта девушка была изнасилована военным и пропала без вести. С тех пор в этих местах ходят легенды о том, что её призрак всё ещё где-то здесь. Правда, авторы не уделяют этим легендам должного внимания, но главная героиня попадает в подобную ситуацию.
Зато режиссёр и его команда отлично поработали над созданием атмосферы и визуального ряда. Мало того, что действие фильма происходит в маленьком удаленном поселке, так авторы активно демонстрируют немало красивых ночных сцен, с мрачным лесом, болотами, Луной и тому подобными вещами. Всё это смотрится просто великолепно, впрочем, как и дневные сцены, которые также сняты качественно и красиво. Временами даже начинаешь думать, что вот-вот фильм ступит хотя бы на шаг на территорию мистики, но, конечно же, этого не происходит, ибо это не фильм ужасов, а всё же Heimatfilm, жанр, где не было места сверхъестественному. Но намеки в этой картине есть и сделаны они достаточно умело. Фактически единственное, что мне не понравилось, так это финал. Конечно же, он тоже снят по законам жанра, но всё же авторам можно было соригинальничать. Он напряженный, интересный и мрачный, но мне не совсем понравилось то, как закончилась эта история, особенно в том, что касается Дитриха. Но это моё личное мнение.
«Розы цветут на могиле в болотах» – необычный интересный и красивый фильм, который будет приятно посмотреть всем любителям чёрно-белого кино, красивого кадра и чего-то нового. Картины жанра Heimatfilm практически не выходили за пределы немецкоязычных стран и неизвестны иностранному зрителю; они предназначались для внутреннего потребления, а многие так и вообще будут понятны только в родных краях, но данное творение будет интересно посмотреть и иностранцам, тем более, что здесь есть действие, красивый визуальный ряд, а сентиментализма совсем немного.
Материал опубликован: 01 апреля 2014 года.