Возвращение

  • Оригинальное название: The returning, Witch doctor.

  • Производство: США 1983г.

  • Режиссер: Джоэль Бендер.

  • В ролях: Габриэль Уолш, Сьюзан Страсберг, Рик Баркер (Ричард У. Паркер), Виктор Арнольд.

«Возвращение» - вторая режиссёрская работа Джоэля Бендера и ещё один фильм на редко эксплуатируемую и чертовски интересную тему индейского мистицизма. Эта лента не настолько известна, как ряд других картин на данную тематику, но зато в ней играет Сьюзан Страсберг, звезда известного «индейского» хоррора Уильяма Гирдлера «Маниту» (Manitou, 1978). К сожалению, «Возвращение» не оправдало моих надежд, хотя общая сюжетная линия весьма интересна, но вот исполнение…

Главными героями фильма является семья Офиров: Джон (Джордж Уолш), Сибил (Сьюзан Страсберг) и их сын Джейсон. Путешествуя с родителями по пустыне Мохаве на Юго-Западе США, Джейсон находит два необычных камня, которые берет с собой. С этого момента жизнь семьи круто меняется, ибо эти камни являются вместилищем злого духа, который сразу же принимается «за работу». Сначала под колесами грузового автомобиля гибнет Джейсон, а затем его отец сходит с ума и начинает копировать поведение сына. Сибил поначалу не знает, что делать и определяет мужа в клинику, но там начинается чертовщина. Во сне Джон начинает произносить какие-то индейские заклинания, после чего у него начинаются приступы агрессии. Постепенно Сибил понимает, что корень зла кроется в тех самых камнях. И тогда она решает поехать в пустыню к индейскому шаману…

Как я уже сказал выше, сюжет у фильма очень оригинальный и интересный, но вот смотрится он как банальная семейная драма с легким налетом мистики в финале. Первые 25 минут из 84 будут отданы «вступлению». Нам показывают жизнь семьи, общение героев, и лишь изредка проскакивают кадры с каким-то индейским шаманом. Далее следует смерть Джейсона, и последующие минут 40 мы видим, как Джон медленно скатывается в пучину безумия. Причем всё это обыграно так, что фильм вполне бы мог сойти за какую-нибудь драму о безутешном отце, потерявшем сына и на этой почве сходящем с ума. Он копирует поведение мальчика, у него появляется инфантилизм, он катается на качелях и играет с игрушками сына. И лишь в больнице нам показывают, как он произносит какие-то индейские заклинания. Всё. Никакой мистики, никаких ужасов, никакого индейского мистицизма.

Последние 15 минут фильма отданы путешествию жены Сибил в пустыню к индейскому шаману, но и они разочаровывают, ибо ничего интересного нас здесь не ждет. Женщина приезжает к шаману, тот садится у костра и читает заклинания, а в это время нам по очереди показывают кадры, где Джон нападает на водителя грузовика, убившего Джейсона, и сражение двух индейцев. Потом Джон резко останавливается и приходит в себя. Рассудок к нему возвращается, на чём фильм и заканчивается.

Честно говоря, я так и не понял смысл создания подобного кино, которое невозможно вписать ни в какие рамки. Для драмы здесь слишком много мистики, а для мистики слишком много драмы. Добавим сюда вялое развитие событий и довольно кривой монтаж и получим очень скучное творение, которое вызывает желание вообще прекратить просмотр. Но я всё же досидел до конца и досмотрел это кино. К сожалению, авторы даже не догадались снабдить свой фильм хорошей мистической атмосферой, какими-нибудь оптическими эффектами и показом красот пустыни Мохаве. Вместо этого нам покажут пару гор, пару деревьев, а остальная часть фильма будет происходить в городе и в доме главных героев. И только музыка Гарри Манфредини напоминает о том, что мы всё-таки смотрим фильм ужасов. Мрачные мелодии призваны передать напряжение и страх зрителю, но видеоряд не содержит ничего жуткого и пугающего, поэтому музыка как бы идет отдельно от всего фильма.

«Возвращение» - один из самый слабых фильмов на тему индейского мистицизма, а возможно, даже и самый слабый, ибо здесь нет ничего, что могло бы заинтриговать и привлечь зрителя. Скучный сюжет, отсутствие какого-либо действия и атмосферы, разочаровывающий финал… я ожидал увидеть мистический фильм про индейский мистицизм, а не драму с элементами мистики.

Материал опубликован: 13 декабря 2011 года.