Воскресший
Оригинальное название: The resurrected, Shatterbrain.
Производство: США-Канада 1991г.
Режиссер: Дэн о'Бэннон.
В ролях: Джон Терри, Джейн Сиббетт, Крис Сарандон, Роберт Ромариус.
Известный сценарист Дэн о’Бэннон с 1960-х годов не только писал сценарии, но также выполнял многие другие обязанности на съёмочных площадках других режиссёров и успел поработать с немалым количеством именитых авторов, таких как Джон Карпентер и Риддли Скотт. Сам он тоже несколько раз пробовал себя в качестве режиссёра. Сначала это была короткометражка «Кровавая баня» (Blood bath, 1969), а затем пара культовых и не нуждающихся в представлении фильмов ужасов – «Возвращение живых мертвецов» и «Воскресший». И если первый был снят в жанре комедийного хоррора, то второй является очень добротной экранизацией одного из лучших произведений Говарда Ф. Лавкрафта «Дело Чарльза Декстера Варда». Вот о нём мы сейчас и поговорим.
Конечно же, экранизируя достаточно короткое произведение великого мастера мистической прозы, авторы сильно изменили и дополнили сюжет, но в то же время не утеряли основную фабулу новеллы. К частному детективу Джону Марчу (Джон Терри) приходит женщина Клэр (Джейн Сиббетт). Она просит узнать, какие исследования проводит её муж Чарльз Д. Вард (Крис Сарандон), который уже вот несколько недель живёт на окраине города в заброшенном особняке, принадлежавшем его родственнику-колдуну. Детектив берется за дело и пытается поговорить с Чарльзом, но тот превратился в затворника и никого не хочет видеть. Порывшись в его вещах, детектив и Клэр находят старый дневник, в котором описаны оккультные эксперименты предка Чарльза. Они направляются в дом Варда и находят потайной ход в подземелья, которые таят в себе смертельную опасность...
Этот фильм очень сильно отличается от предыдущей работы Дэна о’Бэннона, словно их снимали два совершенно разных человека. И если там главенствовал, так сказать, «трэш и угар», то здесь мы видим совершенно иное кино – серьезное, мрачное и атмосферное. Если попытаться причислить «Воскресшего» к какому-либо жанру, то это, скорее всего, будет мистический детектив. События развиваются неторопливо и большую роль в них занимает как раз детективное расследование, которое, в конце концов, приведет главного героя к страшной разгадке, которая повлияет на всю его жизнь.
Сначала Джон Марч будет в сомнениях, браться ли ему за это дело или нет, затем начнет медленное расследование и изучение биографии Чарльза Варда, а уже потом поиски приведут его в тот самый удаленный особняк, где тот проводит свои никому неизвестные исследования. И где-то с последней трети фильма начинается хоррор. Главные герои спускаются в подземелья и находят там чуть ли не целый храм, а также кучу комнат, каменных «мешков» и темниц. И именно здесь таится объяснение всех этих богомерзких опытов, проводимых Чарльзом Вардом. Сцены в подземельях просто восхитительны: они красивы, атмосферны и довольно продолжительны. А их обитатели, коих, к сожалению, очень быстро истребят, также поражают воображение зрителя в лучших традициях лавкрафтианской прозы. И когда, казалось бы, со всем этим покончено, зрителя ждёт ещё один интересный сюрприз, о котором я предпочту умолчать.
Авторы прекрасно передали дух произведений Говарда Ф. Лавкрафта: древнее сверхъестественное зло, спящее где-то в других мирах, сквозь века вторгается в нашу жизнь и поглощает всякого, кто соприкоснется с ним хотя бы на мгновение. В визуальном плане картина также очень хороша и несмотря на достаточно малое количество действия и довольно большую продолжительность в почти два часа смотрится на одном дыхании. Отмечу лишь, что глупо ожидать от этого творения каких-либо кровавых откровений, ибо это всё же атмосферное кино, да и творчество Лавкрафта не располагает к кровавому натурализму.
Главные роли в фильме были отданы совершенно неизвестным актёрам Джону Терри и Джейн Сиббетт, которые, тем не менее, отлично справились с возложенными на них задачами. Терри великолепен в роли сомневающегося и настырного детектива, а Сиббетт очень стильно выглядит и хорошо исполняет роль отчаявшейся и ничего не понимающей жены Варда. В роли самого Чарльза выступил известный и талантливый актёр Крис Сарандон, который очень хорошо передал на экране образ меняющегося под воздействием злых сил Варда.
«Воскресший» - одна из лучших экранизаций произведений Говарда Ф. Лавкрафта. Авторам удалось передать атмосферу мира, созданного писателем, создать отличный визуальный ряд, продуманный сценарий и отличные спецэффекты. Честно говоря, не могу ни к чему здесь придраться. Однозначно шедевр, обязательный для просмотра всем любителям страшного кино.
Материал опубликован: 14 апреля 2007 года.