Реквием по Дьяволу


Оригинальное название: Requiem der Teufel, Grausame Rache der Dämonen.
Производство: Германия 1993г.
Режиссер: Ян Райфф.
В ролях: Ян Райфф, Йоаким Шульц, Андреа Лёйке, Майкл Фаулк.
       Германия всегда славилась своими любительскими splatter фильмами, которые режиссёры-самоучки начали производить с конца 1980-х и снимают до сих пор, как бы соревнуясь друг с другом по жестокости и дикости своих творений. В этих фильмах сюжет, как правило, служит лишь оправданием показа дикого насилия на экране, а его количество просто переходит все мыслимые и немыслимые границы. Многие вещи, показанные в фильмах, в реальной жизни физически невозможны, а качество картин как правило оставляет желать лучшего. Но тем не менее, этот жанр нашел массу поклонников по всему миру, а некоторые режиссёры (например, Олаф Иттенбах) стали снимать вполне качественное и уже далеко не любительское кино. Я никогда не относил себя к любителям этого жанра, и меня никогда не восхищали потоки крови и внутренностей на экране. Но как то раз мне попался редчайший фильм никому неизвестного режиссёра Яна Райффа «Реквием по Дьяволу». Эта работа, хоть и является любительской, но снята очень качественно и даже может похвастаться хорошей атмосферой и грамотным сюжетом.

       Судя по этому фильму, режиссёр и исполнитель главной роли Ян Райфф является большим поклонником «Зловещих мертвецов» Сэма Рейми, ибо нотки из первой части культового фильма отчетливо прослеживаются в работе немца. Итак, главные герои фильма - молодая пара, живущая в неплохом особняке и постоянно ссорящаяся друг с другом. В один вечер муж узнает, что его жена встречается с другим мужчиной. Не теряя ни минуты, он убивает свою благоверную, а потом едет к её любовнику. Застрелив парня, он убивает и ещё одного случайного свидетеля, после чего прячет трупы и возвращается домой. С тех пор в жизни молодого человека начинают происходить странные вещи. По ночам в его доме кто-то ходит, никто не хочет устраиваться к нему домработницей даже за большую плату и никто с ним не общается. Позже мы узнаем, что все три его жертвы восстали из мертвых в виде хитрых и кровожадных зомби. И они уже в особняке! Сначала мертвецы решают поиздеваться над своей жертвой. Зная, что парень не переносит лук, его мертвая подруга залила в бутылку со спиртным луковый сок, а после насыпала кучу мелких иголок и лезвий в кастрюлю с едой. После этого мертвецы решают показаться своей жертве и парень начинает с ними непримиримую борьбу. Ему удается победить всех, кроме своей подруги. И вот теперь он, прикованный наручниками к кровати, ждет своего смертного часа, не зная, что его мертвая любовь собирается подвергнуть своего убийцу невыразимым пыткам...
       Действие фильма происходит преимущественно ночью, а дом, как это может показаться во время просмотра, стоит на окраине маленького городка. Также было и у Сэма Рейми в его «Зловещих мертвецах»: одинокая хижина посреди леса, в которую рвутся злые силы. Подруга главного героя очень сильно напоминает оную из всё того же фильма Сэма Рейми, но как вы уже догадались, Ян Райфф не стал полностью копировать работу американца, а взял лишь отдельные сцены и вставил их в свой сюжет. Результат получился совсем необычным и любой поклонник жанра скажет, что данная работа напрочь выбивается из ряда подобных картин того же периода. Давайте разберемся почему.

       Во-первых, качество съёмки. В то время как большинство режиссёров-любителей снимали не на профессиональную камеру, Ян Райфф решил не следовать их примеру и снял свое творение как и положено, используя профессиональное оборудование. Операторская работа очень даже хороша, а эксперименты с видеорядом только добавляют оригинальности фильму. Некоторые сцены сняты как бы в сюрреалистическом ключе с наложением одних образов на другие, в некоторых сценах меняется цветовая гамма и т.п. Действие происходит преимущественно ночью и в одном лишь особняке, что позволило автору сделать некое подобие мрачной готической атмосферы, которая уж совсем несвойственна жанру splatter фильмов. Её подкрепляет очень качественный и дико мрачный электронный саундтрек в стиле известной немецкой dark wave группы Endraum.
       Во-вторых, развитие сюжета. Обычно в подобных картинах он служит лишь оправданием показа насилия на экране, но «Реквием по Дьяволу» - не тот случай. Здесь история развивается настолько медленно, что особо нетерпеливые фанаты кровавых ужасов либо разочарованно прекратят просмотр фильма либо будут мотать его на большой скорости, чтобы добраться до долгожданного «мяса». Сюжет развивается неторопливо и размеренно, показывая характеры героев и создавая загадочную атмосферу, подобно тому, что мы можем видеть в итальянской готике. Основное кровавое действо будет лишь в последние 15 минут фильма, а в остальной его части зритель увидит лишь мимолетные сцены насилия, которые подошли бы к любому стандартному ужастику тех лет. Сцены убийств и насилие поставлены очень качественно, если учитывать, что фильм снимал совсем молодой парень-любитель. Все спецэффекты на порядок выше чем в поздних фильмах того же культового подпольщика Андреаса Шнааса, а главное - фильм хоть и содержит физически невозможные вещи, такие как крик человека, когда ему уже насквозь просверлили голову, но их количество не зашкаливает как в работах некоторых других режиссёров.

       В-третьих, актёрская игра и внешний вид актёров. В фильме задействовано всего несколько человек. Главную роль исполняет сам режиссёр, а остальных персонажей, по-видимому, сыграли его друзья и знакомые. В отличие от фильмов того же Шнааса или Бетманна, здесь нет страшных и уродливых актёров. Все они выглядят вполне нормально и неплохо исполняют свои роли. Помимо этого, в фильме Райффа нет тупого «физиологического» юмора, как у некоторых его коллег по цеху. Герои не плюются, не рыгают и не кидаются друг в друга соплями, не говоря уже и большем.

       Меня очень порадовало, что режиссёр Ян Райфф, снимая свой фильм в жанре splatter, всё же решил уделить должное внимание сценарию и качеству съёмки. К сожалению, дальнейшая карьера этого человека по неизвестным причинам не сложилась, а его фильмы сейчас являются настоящими раритетами и найти их можно только на старых VHS изданиях тех лет. После своей дебютной работы «Трупный» (Cadaverous), которая до сих пор недоступна ни в каком формате, и «Реквиема по Дьяволу» Райфф навсегда ушел из кино и больше о нём ничего неизвестно. Очень жаль, ибо у этого человека был большой потенциал. А «Реквием по Дьяволу» я бы порекомендовал посмотреть всем любителям добротных и действительно страшных как по атмосфере так и по насилию фильмов ужасов. Однозначно один из лучших фильмов всего немецкого андерграунда.

Материал опубликован: 25 ноября 2009 года.