Реквием по секретному агенту
Оригинальное название: Requiem per un agente segreto, Requiem for a secret agent.
Производство: Италия-Испания-ФРГ 1966г.
Режиссер: Серджио Соллима.
В ролях: Стюарт Грэйнджер, Даниэла Бьянки, Питер Ван Эйк, Джорджия Молл, Джон Карлсен.
Известный итальянский режиссёр Серджио Соллима начал свою режиссёрскую карьеру в начале 1960-х с комедии «Трудная любовь» (L’amore difficile, 1962), которую он снимал в сотрудничестве с ещё тремя режиссёрами. Далее последовал перерыв в несколько лет, после чего Соллима начал штамповать шпионские ленты, которые в те времена имели успех у зрительской аудитории на волне интереса к фильмам о Джеймсе Бонде. «Реквием по секретному агенту» - это последняя работа режиссёра в этом жанре и от того её название становится символичным. На деле мы имеем весьма посредственную продукцию, которая смотрится на порядок хуже многих подобных картин того времени. Так как я смотрел фильм в слабом качестве и с ужасным звуком, то перескажу сюжет лишь поверхностно и допускаю, что могу немножко приврать.
Главным героем фильма является агент Джимми Мэррил (Стюарт Грэйнджер), который успевает сделать всё и везде. Он помогает жителям ГДР попасть в ФРГ (за деньги, конечно же), говорит о свободном и демократичном мире, и соглашается разгромить некую международную преступную организацию под названием «Зеленая звезда», в которую входят представители разных национальностей и даже русский каратист Алексей (Вольфганг Хиллингер). Для этого Джимми отправляется в Марракеш и начинает своё расследование, которое постепенно выводит его на главарей преступной организации. Но эти люди оказались крепкими орешками, и главному герою придется приложить колоссальные усилия, чтобы одержать над ними победу…
После своих трех шпионских лент Серджио Соллима начал снимать спагетти-вестерны, которые получают очень хорошие оценки зрителей. Но мне не понятно, как он мог снять такое дешевое, несуразное и скучное кино, как «Реквием по секретному агенту»? Видимо, он и впрямь задумал сделать реквием всему жанру шпионских лент Европы. Начнём с того, что картина неоправданно затянута и идет аж 105 минут, причем сюжет развивается настолько медленно, что возникает стойкое желание включить быструю примотку, ибо все эти бесконечные разговоры и встречи начинают надоедать. После эффектного пролога нас ждет полчаса бездействия, а затем придется лишь изредка довольствоваться некачественным и наивным действием, о котором я расскажу чуть ниже.
Главный герой Джимми Мэррил получился очень странным и непонятным. По идее авторы фильма, который предназначался в первую очередь для американского рынка, должны были следовать в форватере политической линии США и союзников и показать их «врагов» (русских и других, несогласных с политикой Запада) в не лучшем виде, а главного героя – наоборот добродетельным человеком, борющимся за спасение мира. Но на деле получилось непонятно что. Отрицательные персонажи получились куда более симпатичными, нежели главный герой. Ну, во-первых, эта международная организация действует честнее и понятнее. У них есть определенные цели, и они на пути к их достижению. Джимми – это жадный до денег человек, который ничего не делает бесплатно и пальцем не шевельнет для того, чтобы кому-то бескорыстно помочь. Таким образом, можно сделать вывод, что этот человек будет работать на того, кто больше заплатит. Более того, он не брезгует обманами, убийствами и пытками. На его счету жизнь как минимум одной положительной героини, которую он убивает и даже не пытается загладить свою вину. По отношению к своим врагам он жесток и не гнушается применять чуть ли не средневековые пытки, дабы выбить нужную ему информацию. Конечно же, все эти сцены сняты очень мягко, что отнюдь не порадует любителей всяких жестокостей. Да и самих этих сцен в фильме кот наплакал.
Также мне показался по меньшей мере странным выбор актёра на главную роль. О чём думали авторы, когда приглашали уже совсем немолодого Стюарта Грэйнджера на роль Джимми? Может быть, он и хороший актёр, может он и в состоянии отлично изобразить самоуверенного американца и имеет соответствующий внешний вид, но для роли секретного агента, умеющего почти всё ,и соблазняющего молоденьких красоток, он совсем не подходит. Результатом стало следующее: в этом фильме почти нет сцен соблазнения женщин, так свойственных шпионскому кино, но зато имеются до невозможности наивные сцены сражения Джимми с вражескими агентами, в том числе и с каратистом Алексеем. Уже поседевший мужчина в возрасте более 50 лет с успехом бьет сразу нескольких более молодых мужчин, а в финале он сумел победить каратиста, который не только владеет восточными единоборствами, но и по комплекции будет покрупнее его. В сцене, где главаря преступной организации спасли его люди и захватили в плен Джимми, он вдруг неожиданно освобождается. Причем стоящие рядом несколько человек куда-то исчезли, а каратист вообще оказался на улице. Главный герой без труда освободился, вышел на улицу, сел в машину и уехал. И вот таким будет почти всё действие в этом фильме.
Теперь поговорим об актёрской игре. Как я уже сказал, на главную роль пригласили совсем неподходящего для этого Стюарта Грэйнджера. Второй в титрах идет Даниэла Бьянки, звезда второго фильма о Джеймсе Бонде «Из России с любовью». Пригласив её, авторы, наверное, хотели привлечь лишних зрителей. Экранного времени у актрисы мало, а её персонаж довольно быстро выводится из игры. Внимательный зритель заметит Джона Карлсена в эпизодической роли в начале фильма. Ну а Питер Ван Эйк довольствовался ролью одного из главарей преступной организации. Актёрская игра по большей части удовлетворительная, но на главную роль взяли совершенно не того актёра.
Резюмирую: перед нами образчик ультрадешевого и плохо снятого шпионского кино Европы 1960-х, паразитирующего на популярности картин о Джеймсе Бонде. Скучный и затянутый сценарий, наивные и плохо поставленные сцены действия, а также их малое количество и несоответствие актёра и персонажа делают этот фильм едва ли не худшей работой в жанре шпионского кино 1960-х.
Материал опубликован: 21 ноября 2011 года.