Царь зла
Оригинальное название: Rawhead Rex.
Производство: Великобритания-Ирландия-США 1986г.
Режиссер: Джордж Павлоу.
В ролях: Дэвид Дьюкс, Келли Пайпер, Хью о'Коннор, Хайнрих фон Шеллендорф.
Через год после своего первого совместного фильма «Превращения» (Underworld, 1985) Клайв Баркер и Джордж Павлоу принимаются за вторую экранизацию под названием «Царь зла», которая выходит на экраны в 1986 году. К сожалению, этот фильм стал последним сотрудничеством Баркера и Павлоу, а карьера последнего очень быстро пошла на спад и закончилась в начале 1990-х. «Царь зла» считается лучшей их работой, и даже получил номинацию на Международном фестивале фантастических фильмов Фантаспорто.
Американский историк Говард Хэлленбек (Дэвид Дьюк) вместе с семьей отправляется в Ирландию для изучения древних дохристианских культов, которые существовали в этих местах. В это же время группа рабочих пытается вытащить из земли огромный каменный столб, который мешает сельскохозяйственным работам. И естественно, это был не просто столб, а некая священная печать, под которой было заточено ужасное божество. Царь зла выходит на свободу и первым делом подчиняет себе местного священника, а потом начинает убивать жителей маленького городка и приехавших туда отдыхать туристов. Поначалу полиция не верит рассказам людей о здоровенном и ужасном монстре, но когда сын Говарда становится его жертвой, а ещё ряд людей независимо друг от друга дают одинаковые показания, власти, наконец, начинают принимать меры, но как победить древнее божество, которое не берут пули и которое не боится священных символов?
Этот фильм снят в лучших традициях американского хоррора 1980-х и снят очень качественно, несмотря на явно низкий бюджет. Сюжет основан на коротком рассказе Клайва Баркера, он же писал и сценарий. Павлоу и его команда отлично воплотили эту историю на экране, создав динамичный и жуткий фильм ужасов, который пугает и шокирует с каждой новой сценой. Действие происходит в маленьком ирландском городке, правда авторы не удосужились вставить в свой фильм красивые кадры тамошних мест и какие-нибудь отсылки к древним национальным традициям ирландцев. Но картина и так хорошо смотрится.
Монстр появляется довольно быстро и сразу же начинает действовать. Убивает он жестоко, а потом утаскивает трупы в лес, после чего пьет их кровь. Само чудовище выглядит довольно устрашающе и нам будут довольно часто демонстрировать его окровавленную пасть с большими клыками. Мне очень понравились сцены его нападения на лагерь туристов, а также кадры, где оно стоит на скале в ночное время суток. Что же касается главных героев, то никто из них долгое время не может даже увидеть это чудовище, а затем уже полиция отказывается верить показаниям очевидцев. Ближе к финалу это древнее божество нападет на местную церковь и только тогда полицейское начальство вышлет наряд для спасения второго священника, что позволит авторам продемонстрировать магические способности зверя и моментально умертвить довольно много персонажей.
Сами убийства в своём большинстве достаточно кровавы. Монстр будет кусать свои жертвы в шею, отрывать головы, пить кровь и всё это будет показано без купюр, а главное сцены эти сняты качественно. Финальное сражение с древним божеством тоже смотрится очень хорошо, а мультяшные эффекты, призванные имитировать действие магии, только добавляют особый шарм и красоту этому творению.
Отдельно хотелся отметить атмосферу. Несмотря на то, что авторы не пытались создать какой-либо красивый и мрачный визуальный ряд (в отличие от предыдущей ленты «Трансформации»), фильм получился довольно жуткий и страшный. Отлично смотрятся ночные сцены в лесу, во время просмотра которых так и ждешь, что из-за куста вот-вот выскочит уродливое чудовище и нападет на очередную жертву. Сражение в церкви и финал на кладбище также просто великолепны и достойны высшей похвалы.
«Царь зла» - великолепный фильм ужасов и ещё одна отличная экранизация произведений Клайва Баркера. Наверное, не будет преувеличением назвать этот фильм одной из лучших работ жанра хоррор, основанных на рассказах этого талантливого писателя. В этом фильме прекрасно абсолютно всё, поэтому не вижу причин не называть его шедевром.
Материал опубликован: 21 января 2012 года.