Полиция на службе гражданина?


Оригинальное название: La polizia è al servizio del cittadino?, La police au service du citoyen.
Производство: Италия 1973г.
Режиссер: Ромоло Гуэррьери.
В ролях: Энрико Мария Салерно, Джон Стайнер, Венантино Венантини,
Джузеппе Памбьери, Габриэла Джорджелли, Клаудио Никастро.
       Фильм «Полиция на службе гражданина?» был снят в период расцвета жанра итальянских криминальных фильмов талантливым режиссёром Ромоло Гуэррьери, известным по таким фильмам как «Джонни Юма» и «Я был агентом ЦРУ». Это довольно нестандартная картина, лишенная свойственного жанру количества действия, но зато пропитанная чёрным пессимизмом и безысходностью.

       Энрико Мария Салерно играет инспектора Николу Сирони, который расследует серию убийств в преступном мире. Все они, так или иначе, связаны между собой, но допросы мелкой сошки практически не приносят результатов. Тогда Сирони решает установить слежку за одним из преступников с целью выйти на более крупных людей. Его выбор пал на Манчинелли (Венантино Венантини), человека с рядом связей в мафиозной среде. Продолжая допрашивать различных подозреваемых и преступников, Сирони узнает, что к этим убийствам причастны очень высоко сидящие люди и что они контролируют чуть ли не всю торговлю в городе, а также занимаются другой грязной деятельностью и покрывают мафию. Но доказать это невозможно, а свидетелей одного за другим устраняет группа убийц. Создается ощущение, что преступность знает заранее о планах Сирони. Постепенно он догадывается, что его напарник Марино (Джузеппе Памбьери) уже давно продался мафии и является их информатором. Но именно он, осознав свою вину, поможет Николе собрать нужные доказательства на важных персон. Вот только власти постараются поскорее замять это дело и оставить всё, как есть, а Сирони ждет перевод в маленький городок, чтобы этот настырный инспектор больше не мешал грязным делишкам чиновников и мафии...
       Режиссёр специально дал такое название своему фильму и поставил в конце вопросительных знак, ибо здесь, как и в реальной жизни, можно задать вопрос «Кому служат власти и полиция?» и частенько ответ будет не в пользу обычных граждан. Именно эта линия и прослеживается в сюжете данной картины, которая, на мой взгляд, является одним из лучших криминальных фильмов Италии. Первое, что хочется отметить – малое количество действия. Да, здесь нет массовых перестрелок, бесчинств бандитов, большого количества автомобильных погонь, но в то же время имеется ряд жестоких убийств. И от этого фильм не становится скучным, а даже наоборот смотрится с большим интересом. Режиссёр акцентируется на расследовании и переживаниях инспектора, который один бросил вызов мафии и высокопоставленным персонам, не получив поддержки от своего начальства и, в конце концов, был предан своим единственным другом. Этот несгибаемый человек будет любыми методами добиваться справедливости и сделает всё, что в его силах, чтобы вывести преступников на чистую воду. А его напарник, после того как будет раскрыт, действительно раскается и сможет искупить свою вину, сделав невозможное для получения нужных улик на самого главного коррупционера.

       Мафия и чиновники контролируют буквально весь город. Они даже захватили все местные рынки и установили свою ценовую политику. Они диктуют продавцам цены на аренду и даже цены на их собственную продукцию, а тех, кто не согласен, либо просто выгоняют, либо уничтожают. В одной из сцен инспектор задает очень актуальный для сегодняшней России вопрос «Почему цена на продукцию в магазинах в 10 раз выше, чем та сумма, которую получает производитель?». А всё потому, что мафия срослась с органами власти и те уже давно перестали выполнять свои прямые обязанности. Всё это так актуально для нашей современной жизни…
       Режиссёр Ромоло Гуэррьери ярко показывает, что один в поле не воин и что система работает слаженно и не терпит отклонения от курса. Все начинания главного героя будут встречать непонимание и противодействия не только со стороны преступного мира, но и со стороны органов власти. В этом и заключается пессимизм фильма. Картина снята в довольно темных тонах, безо всяких ярких оттенков. Главный герой практически никогда не улыбается и практически всегда находится либо на работе, либо в раздумьях о ней. У этого человека не только проблемы с расследованием, но и даже с собственным сыном, который уже практически стал бандитом и стыдится, что его отец полицейский. В одной из сцен он говорит «Мне не стыдно, что ты мой отец, но мне очень стыдно, что мой отец – полицейский». Постепенно Никола Сирони понимает, что местная молодежь, а впоследствии и его родной сын теперь уже тоже вовлечены в грязные игры чиновников и преступного мира, но помешать этому он не в силах. Финал картины оставляет простор для фантазии зрителя, а именно – каждый сам может представить, какая судьба ждет главного героя в будущем, который не стал мириться с порочной системой и бросил ей вызов. А отличный саундтрек Луиса Энрикеса Бакалова очень хорошо подчеркивает пессимистичное настроение фильма.

       На главную роль Ромоло Гуэррьери пригласил гениального актёра Энрико Марию Салерно, который стал завсегдатаем итальянских криминальных картин и триллеров 1970-х. Этот актер настолько талантливо исполняет свою роль, что даже из-за него одного уже можно смотреть этот фильм. Салерно действительно гений: он понимает настроение картины и то, каким должен быть главный герой; он понимает его проблемы и переживания и великолепно передает их на экране, чтобы перед зрителем предстал действительно настоящий человек, а не какой-то бесчувственный робот. Джон Стайнер исполнил роль предводителя убийц, а Венантино Венантини засветился в роли одного из бандитов, которого впоследствии убьют. Но Салерно является бесспорной звездой фильма и затмевает своей игрой всех остальных актёров.

       «Полиция на страже гражданина?» - один из лучших итальянских криминальных фильмов. Эта оригинальная, пессимистичная и во многом до сих пор актуальная картина придется по вкусу всем любителям добротного криминального кино. А великолепная игра Энрико Марии Салерно и отличный визуальный ряд делают этот фильм настоящим шедевром, коим он и является.

Материал опубликован: 21 января 2010 года.