Колодец и маятник
Оригинальное название: The Pit and the Pendulum, The Inquisitor.
Производство: США-Италия 1991г.
Режиссер: Стюарт Гордон.
В ролях: Лэнс Хенриксен, Стивен Ли, Рона де Риччи, Джеффри Комбс,
Оливер Рид, Джонатан Фуллер, Уильям Дж. Норрис, Бенито Стефанелли, Джеффри Коплстон.
В 1991 году уже достаточно известный режиссёр Стюарт Гордон решает обратиться к произведениям Эдгара Алана По и теме Инквизиции, терроризировавшей европейские народы в Средние Века. Результатом его сотрудничества с итальянскими кинематографистами становится картина «Колодец и маятник», премьера которой состоялась летом 1991 года и которая принесла автору ряд номинаций и одну награду. И на это были все основания, ибо лента действительно является шедевром, который не только показывает дикости Инквизиции, но и просто является отличным развлечением.
Действие фильма происходит в Средневековой Испании, где всем командовала Католическая Церковь и её карательный орган под названием Святая Инквизиция. Руководил ею в Испании Торквемада (Лэнс Хенриксен), обычный безумный маньяк, который уничтожал «еретиков» тысячами и присваивал все их деньги и имущество. Для «выбивания» признаний в колдовстве у него была целая серия пыток, через которые должен был пройти каждый, даже те, кто был согласен признаться по собственной воле. В один день он положил глаз на жену местного пекаря Марию (Рона де Риччи), которая попыталась заступиться за истязаемого охранником ребенка казненной женщины. Это решило её судьбу: девушку отправили в застенки, где Торквемада всячески домогался интимной близости, не забывая говорить и важности служения Богу и попутно предавая объект своей страсти пыткам. Муж несчастной Антонио (Джонатан Фуллер) пытается пробраться в замок и спасти возлюбленную, что только усугубляет её судьбу…
Конечно же, от произведений Эдгара Алана По здесь осталось совсем мало, также как и от реальной биографии инквизитора Торквемады, но вряд ли кто будет отрицать, что данный фильм отлично живописует нравы и методы воздействия на людей так называемых верующих, которые были у власти в те времена и которые, как правило, не соблюдали заповеди своего Бога, за «нарушение» которых они предавали невинных людей невыразимым пыткам.
Авторы очень хорошо показали главного злодея – одержимого похотью, садизмом и жаждой наживы инквизитора, который прикрывается словами о Боге, в то время как сам живет во грехе. Собственно, так было всегда – у церкви никогда не менялись приоритеты: зарабатывание денег, служение власти и запудривание мозгов необразованных людей. Просто менялись методы, и сейчас они стали более мягкими. В этом фильме Торквемада превратится в настоящего маньяка, которого не сможет остановить ни специальное постановление Папы Римского о прекращении пыток, ни знаки свыше. Но рано или поздно возмездие всё же приходит, что позволит фантазии авторов разгуляться по полной и ближе к финалу перевести фильм в лоно мистики.
Одним из главных плюсов данного творения является отличная атмосфера мрачного средневекового мракобесия, которая идеально дополняет грамотный сценарий и вкупе с приятной музыкой Ричарда Бэнда превращает это творение в настоящий шедевр. Авторы отправят зрителя в путешествие по мрачным застенкам Святой Инквизиции, по каменным тюрьмам, по пыточным комнатам, где он станет свидетелем творящихся там дикостей, а также в мир иной, куда отправятся многие герои этого творения. Финальные видения Торвемады так и вообще поражают воображение зрителя и делают это творение ещё более оригинальным и интересным.
Несмотря на то, что главный злодей фильма – человек похотливый, обнаженки здесь почти не будет. Героиня Роны де Риччи всего лишь пару раз предстанет в обнаженном виде, а после ни у неё, ни у её мучителя уже не будет на это времени. Но зато нам покажут немало пыток и казней, часть из которых весьма оригинальны. В одной из сцен обвиненная в колдовстве знахарка жадно глотает порох, чтобы во время сожжения её тело взорвалось, а кости полетели прямо в толпу упивающегося насилием быдла, в то время как Торквемада будет свидетелем знамения свыше…
Первоначально Стюарт Гордон планировал пригласить на роль Торквемады Питера о’Тула, но что-то пошло не так, и в результате была утверждена кандидатура Лэнса Хенриксена. В этом плане фильму несказанно повезло, ибо Хенриксен – действительно талантливый актёр, который сумел настолько правдоподобно передать на экране образ безумного фанатика Торквемады, что вряд ли кто смог бы сделать это лучше. На роль Марии пророчили Шерилин Фэнн, что было бы очень неплохо, а вот Билли Ди Уильямс вряд ли бы хорошо смотрелся в амплуа средневекового пекаря Антонию, роль которого ушла к неизвестному, но хорошо постаравшемуся Джонатану Фуллеру. Завсегдатай фильмов Гордона Джеффри Комбс сыграл одного из приспешников Торквемады, а Оливер Рид – римского кардинала.
«Колодец и маятник», на мой взгляд, лучшая режиссёрская работа Стюарта Гордона. Это фильм с грамотным и интересным сюжетом, красивым визуальным рядом, талантливой режиссурой и не менее талантливой актёрской игрой, отличной музыкой и гениальным злодеем. Если вы всё ещё не видели этот шедевр, то непременно стоит восполнить пробел. Уверен, что о потраченном времени жалеть не придется.
Материал опубликован: 21 декабря 2013 года.