Фобия
Оригинальное название: Phobia.
Производство: Канада-США 1980г.
Режиссер: Джон Хьюстон.
В ролях: Пол Майкл Глэйзер, Сьюзан Хоган, Джон Коликос, Лиза Ланглуа, Александра Стюарт.
В 1979-м году известный мастер голливудского кино Джон Хьюстон решает снять психологический триллер и привлекает для этого Мэлвина Хилла, настоящего психиатра, специализирующегося на психических расстройствах, приводящих к агрессии и преступлению. Он дал ряд серьезных советов Хьюстону, после чего его сценаристы, среди которых были Гэри Шерман и Джимми Сэнгстер, засели за работу. Результатом трудов команды Хьюстона стал триллер «Фобия», на съёмки которого ушло два месяца (с конца октября 1979-го по конец декабря 1980-го) и 5 миллионов долларов.
Доктор Питер Росс (Пол Майкл Глэйзер) – получивший широкую известность психиатр, который специализируется на различных фобиях у людей и проводит нестандартные методы лечения. Фактически он демонстрирует своим пациентам предметы их страхов на большом экране, после чего они, якобы, должны осознать всю беспочвенность своих фобий. Всё бы хорошо, но со временем подопечные доктора Росса начинают гибнуть один за другим, причем погибают они преимущественно от тех вещей, которых боятся больше всего. Полиция в растерянности и не знает, с чего начать, ибо у них нет ни одной зацепки, пациенты Питера начинают вести себя ещё страннее, а у одного начинаются неконтролируемые вспышки насилия…
Казалось бы, такой интересный и загадочный сюжет попал в руки к признанному мастеру, который смог бы гарантированно сделать из него шедевр, но на деле Хьюстон снял едва ли не худший свой фильм. Как говорят некоторые рецензенты, ему не следовало браться за то, в чем он совсем не силен, а именно за триллеры и ужасы, ибо здесь мастерство автора заключается в первую очередь в постановке, в умении создать нужную атмосферу и напряженность, чего у Хьюстона, судя по этому творению, совсем не было.
Картина идет полтора часа, но за время просмотра создается ощущение, что прошло в два раза больше. Дело в том, что авторы даже не пытаются создать какую-либо напряженную атмосферу, поиграть на нервах зрителя или заставить его сопереживать героям. Вместо этого нашему вниманию предлагают «сухую» детективную историю, в которой всё происходит по следующей схеме: смерть одного из пациентов (как правило, целомудренно показанная или же вообще в виде несчастного случая), продолжительный трёп в полиции и общение Питера Росса с подругой, после чего опять идет сценка с терапией и смерть очередного персонажа. Ближе к финалу ему предпишут закрыть проект, а после этого последует неожиданная, но несуразная развязка всей этой истории. Финал, на мой взгляд, глупый и безынтересный. Там вообще нет экшена и саспенса, а преступником оказывается тот человек, которому по сюжету это было нужно меньше всего. Если рассматривать его как психа, то и тут тоже не лады с его родом деятельности.
Ещё у меня вызвали недоумение две сцены. Первая – допрос в полиции одного из пациентов Доктора Росса. Полицейские всячески издеваются над ним, бьют и унижают, после чего тот хватается за оружие со всеми вытекающими отсюда последствиями. Следует отметить, что у полиции ничего не было на этого человека; так к чему тогда такие гестаповские методы допроса? Да и к тому же ещё и такого психически больного человека… Следующая странная сцена будет во второй половине фильма: доктор показывает одной жертве изнасилования сцену группового изнасилования на большом экране. И чего он хотел добиться? Чтобы она перестала бояться быть изнасилованной или перестала от этого быть фригидной? Смешно. К тому же всё это действо на экране совершается людьми в одежде, что вызывает ещё большее недоумение.
Как я уже сказал, ни экшена, ни саспенса в этом фильме нет и в помине. То же самое касается и музыкального сопровождения Андрэ Ганьона. После просмотра фильма я задался вопросом: а была ли в нём вообще хоть какая-то музыка? Честно говоря, хотелось ответить, что не было. Музыка действительно является нечастым гостем этого творения, что является непростительной ошибкой, ибо талантливый композитор способен написать такой саундтрек, что музыка сама по себе будет создавать атмосферу и нагнетать саспенс. А уж про качество музыки Ганьона, думаю, и говорить не стоит, ибо и так всё понятно.
Говорят, что актёр Пол Майкл Глэйзер негативно отзывался об этом фильме, как и большинство рецензентов. И у меня нет повода с ними не согласиться. Картина неимоверно скучная, снятая так, будто режиссёром был безвестный автор фильмов категории Z, а не Джон Хьюстон. И это при бюджете в более чем 5 миллионов долларов. Общий итог: ничем не примечательная лента, просмотр которой превращается в настоящую борьбу со сном. Не стоит тратить на неё своё время дабы потом не жалеть о впустую проведенных 90 минутах.
Материал опубликован: 20 сентября 2014 года.