Пансион страха


Оригинальное название: Pensione paura.
Производство: Италия-Испания 1977г.
Режиссер: Франческо Барилли.
В ролях: Люк Меренда, Леонора Фани, Франциско Рабаль, Хосе Мария Прада, Вольфанго Солдати.
       Через три года после своего небезызвестного «Аромата леди в черном» (Il profumo della signora in nero, 1974) Франческо Барилли снимает очень загадочный и, наверное, свой лучший фильм «Пансион страха». Этот фильм стал последней крупной работой Барилли в кино, после которой последует несколько ТВ-постановок и ряд картин для видео. На главную роль режиссёр пригласил тогда ещё совсем молодую Леонору Фани, а на роль домогавшегося её альфонса Люка Меренду.
       Итак, действие фильма происходит в конце Второй мировой войны, в маленькой деревушке, посреди которой стоит старинный и мрачный отель. Владельцы отеля – женщина средних лет и её дочь Роза (Леонора Фани). Отец ушел на войну и с тех пор о нём ничего неизвестно. Постояльцы отеля – публика колоритная и весьма странная. Это альфонс Рудольфо (Люк Меренда), который живет со старой женщиной и постоянно грязно домогается до Розы; странный мужик, который всем пытается смаковать подробности смерти своих сыновей и жены; богатей с двумя шлюхами, который кроме секса больше ничем здесь не занимаются. А в подвалах отеля скрывается ещё один человек (Франциско Рабаль), который является любовником хозяйки и прясется от каких-то неведомых сил. В такой атмосфере живет хрупкая и застенчивая Роза. Однажды настает день, когда её мать погибает, упав с лестницы, и все дела по управлению отелем падают на плечи дочери. Теперь она совсем беззащитна, а безумие постепенно начинает овладевать умами постояльцев отеля…

       Франческо Барилли снял очень странный, загадочный и безумно красивый фильм. Большая часть действия происходит в мрачном разрушающемся отеле, хранящем множество темных секретов и являющемся пристанищем для безумцев и извращенцев. Поначалу Роза ведет дела более-менее успешно, но постепенно безумие всех без исключения героев прогрессирует, и они начинают творить страшные вещи. Рудольфо с помощью своей престарелой жены заманивает Розу к себе в номер и насилует её. Этой же ночью некто в тёмном плаще убивает эту парочку топором. Далее Роза попадает в лапы двух приехавших фашистов, которые должны были получить алмазы от уже мертвого Рудольфо… С каждой минутой фильма зритель будет всё больше и больше ощущать, как главная героиня сходит с ума, а также начнет сомневаться в существовании отца девушки и его возможном возвращении. Узник подвала ведет себя очень дружелюбно по отношению к Розе и иную минуту думаешь, что именно он и является отцом девушки. Смерть матери остается за кадром, нам показывают только результат. Причину смерти этой женщины режиссёр не указывает, заставляя рассудок зрителя метаться в сомнениях – «А вдруг это Роза убила свою мать, чтобы окончательно погрузиться в атмосферу безумия и смерти?». Ведь именно мать сдерживала всё это безумие и была едва ли не единственным вменяемым человеком в отеле. Многие вещи в фильме недосказаны и дают повод для множества догадок и размышлений. Зрителю придется не просто смотреть фильм, но также обдумывать многие вещи и строить свои гипотезы и догадки.
       Визуальная составляющая производит неизгладимое впечатление. Фильм похож на страшный сон и поражает своей мрачной красотой. Всё начинается с тихого солнечного дня, а с приходом ночи жизнь главной героини превращается в кошмар, где за каждым углом её ждет смертельная опасность. Преобладание синих и фиолетовых цветов ассоциирующихся с ночью помогает режиссёру создать воистину гипнотическую атмосферу, которая настолько завлекает зрителя, что тот полностью сосредотачивается на фильме и забывает о течении времени. И это при том, что действия, убийств и эротики здесь крайне мало. В первой половине фильма практически ничего не происходит, а во второй зрителя ждет несколько убийств, преследований и сумасшествие в финале. Загадочный сюжет заставляет думать, а визуальный ряд вкупе с музыкой Адольфо Уайцмана превращает фильм в галлюцинацию, в видение человека с тронутым сознанием. Само здание выглядит устрашающе: снаружи это стареющее и разрушающееся строение, а внутри – настоящий зловещий готический замок со странными постояльцами вместо привидений.

       «Пансион страха» - лучший фильм Франческо Барилли и один из лучших итальянских фильмов из всех, что я видел. К жанру джалло его причисляют лишь номинально, ибо убийца появится один раз, а других атрибутов жанра, возможно, кроме атмосферы, здесь нет. Это скорее готический триллер, нежели фильм ужасов или джалло. Этот фильм из разряда тех, которые заставляют зрителя самостоятельно додумывать сюжет и строить догадки, а поэтому он будет интересен и понятен лишь малочисленной аудитории поклонников редких и необычных итальянских фильмов. И только они смогут в полной мере насладиться этим шедевром.

Материал опубликован: 03 января 2009 года.