Рабы Сатаны


Оригинальное название: Pengabdi setan, Satan's Slave.
Производство: Индонезия 1982г.
Режиссер: Сисворо Гаутама мл.
В ролях: У.Д.Мохтар, Рут Пелупесси, Фахрул Рози, Симон Кадер.
       Сисворо Гаутама мл. - один из самых известных мастеров индонезийских фильмов ужасов и мистики. За свою карьеру он наснимал довольно много фильмов в жанре хоррор, фэнтэзи, ghost story и приключения. Он же является автором единственного и довольно известного даже за пределами страны каннибальского шокера «Примитивы». В 1982 году на экраны вышел фильм «Рабы Сатаны», который, как говорят некоторые люди, является переделкой «Фантазма» Дона Коскарелли. Но лично мне так не кажется, ибо в фильме полно цитат и из других известных картин, таких как, например, «Омен» Ричарда Доннера, а сама история не похожа на сюжет о Фантазме.
       Итак, фильм начинается с похорон женщины из богатого семейства. Режиссёр демонстрирует довольно продолжительную сцену мусульманского погребения, сопровождая её молитвами на индонезийском языке. Смотрится всё это как минимум необычно (для западного и российского зрителя). Далее мы видим, как живет это богатое семейство. Они постепенно отрекаются от бога, перестают молиться и через некоторое время младший сын, а затем и его сестра начинают видеть призрак матери в окрестностях своего дома. Тем временем отец семейства нанимает домработницу, которая является посреди ночи и больше походит на колдунью. Так оно и оказалось: эта домработница является ведьмой, которая надежно обосновалась в доме и убивает каждого, кто узнает о её тайне. Сначала это был парень дочки хозяина, затем их слуга. По ночам он воскрешает убитых людей из мертвых и превращает их в зомби. Однажды сын увидел весь этот процесс и попытался рассказать отцу, но тот в ярости отправил его спать. И именно этой ночью началась вся чертовщина: ведьма завершила все свои ритуалы и теперь готовится уничтожить всё семейство...

       Как видите, сюжет не очень то похож на «Фантазм» Дона Коскарелли, а ведьма больше напоминает домохозяйку из фильма «Омен», которая оберпоминает домохозяйку из фильма «Омен», которая оберегала сына дьявола. Здесь она никого не оберегает, а воскрешает мертвецов и убивает тех, кто сует нос в её дела. Актриса, сыгравшая ведьму, выглядит очень эффектно и её внешность как нельзя лучше подходит для подобной роли. Сюжет развивается неторопливо, но это только в первой половине фильма, а в последние 30 минут зрителю не придется скучать, ибо его ждут жуткие ритуалы, зомби, преследующие хозяев особняка в их собственном доме, сражение с ведьмой и тому подобные вежи. Большая часть действия происходит ночью, и режиссёр создает тягучую нездоровую атмосферу. Сцены, где глава семейства приглашает местного шамана, смотрятся очень хорошо, но с технической стороны сделаны не очень качественно. Я имею в виду, что идея происходящих во время ритуала событий хороша, а вот летающие стекла выглядят неубедительно. Зато зомби выглядят реалистично, хотя в этом фильме они не будут пожирать плоть своих жертв.
       Но больше всего удивляет развязка всей этой истории, которая превращает весь фильм в пропаганду религиозных верований. Авторы прямо и без намеков говорят зрителям, что нужно верить в бога и молиться, иначе душу поглотит дьявол. В этом фильме герои находят спасение в исламе и ведьму изгоняют с помощью молитв (видимо остыл к «Изгоняющему дьявола» Уильяма Фридкина), но общий посыл фильма призывает каждого человека верить в бога независимо от конфессии. Признаться, я не ожидал такой развязки и такой пропаганды в финале. Но! Подобная пропаганда особо и не портит впечатление о фильме, ибо всё это сопровождается действием и уничтожением зомби и их предводительницы, а главные герои наконец-то находят успокоение и бога. Конечно же, такой сюжетный ход объясняется отнюдь не набожностью режиссёра, а требованиями цензуры. Дело в том, что в те времена, в Индонезии был странный подход к мистическим фильмам: цензура без проблем пропускала только те фильмы, где говорилось о религии и боге. Вот режиссёры и пытались перехитрить цензоров и протолкнуть свои фильмы на рынок. Но ещё раз повторюсь, что такой финал ни в коем случае не портит фильм. Хотелось бы видеть сражение с нечистью, но что уж поделать, ведь Индонезия – мусульманская страна, а у них цензура куда жестче.

       «Рабы Сатаны» - очень необычный и определенно достойный внимания мистический фильм. Это именно мистическая лента, в которой режиссёр полностью концентрируется на атмосфере и практически не демонстрирует кровавого насилия. Те, кто любит истории про призраков и сверхъестественное, должны обязательно ознакомиться с этим творением. Любителям зомби-фильмов я бы рекомендовал проходить мимо.

Материал опубликован: 2 апреля 2009 года.