Страх в ночи

  • Оригинальное название: Paura nel buio, Hitcher in a dark, The return of the hitcher, Fear in a dark, Camper.

  • Производство: Италия-США 1989г.

  • Режиссер: Умберто Ленци (Хамфри Хамберт).

  • В ролях: Джо Балог, Джози Биссетт, Робин Фокс, Джейсон Сосье.

После успеха всем известного и ныне культового фильма Роберта Хармона «Попутчик» итальянский мастер на все руки Умберто Ленци решает подзаработать на популярности американского шедевра. В 1989 году он выпускает на экраны свою ленту на тему маньяков на дороге под названием «Попутчик в ночи». Правда, название картины довольно странное для её содержания, но его итальянский вариант «Страх в ночи» ещё страннее, ибо как минимум в половине случаев действие в фильме происходит днём, а сам «попутчик» таковым не является, ибо это он подсаживает попутчиков, а не наоборот…

Итак, действие, естественно, происходит в США в молодежной среде. Местная пресса пестрит сообщениями о найденных трупах девушек в окрестных лесах, а полиция пока не в силах отыскать неизвестного маньяка. А тем временем он уже находится в обществе главных героев и в один день подсаживает к себе в трейлер Даниэлу (Джози Биссетт), которая поссорилась со своим парнем и решила потихоньку уехать из кемпинга на попутке. И за это ей придется очень дорого заплатить, ибо человек, который согласился её подвезти, оказался тем самым маньяком по имени Марк Глейзер (Джо Балог). Следующие несколько дней девушка проведет в его фургоне, прикованная наручниками и испытывающая многочисленные унижения и издевательства со стороны больного на голову человека…

Как видите, с «Попутчиком» Хармона этот фильм объединяет только слово «hitcher» в названии, да и то в Италии картина шла как «Страх в ночи». Авторы не будут нам показывать судьбу остальных жертв Марка: только в прологе он убьет девушку, а всё остальное время отдано злоключениям Даниэлы и её попыткам удрать от этого психа.

Подобные картины «работают» только тогда, когда авторы делают их напряженными и давящими на психику зрителя, когда они играют на его нервах, морально шокируют и заставляют сидеть на краешке стула. И данная лента, к сожалению, к числу таковых не относится. Уж не знаю, что думали Умберто Ленци и его команда, но им всё же стоило сделать свой фильм более напряженным и пугающим, а маньяка более угрожающим и умным, чтобы не приходилось заставлять остальных героев совершать бессмысленные и глупые поступки. Собственно, шокирующего здесь практически ничего нет: маньяк будет очень вяло издеваться над своей жертвой, а в некоторых сценах она сможет усмирить его нрав и чуть ли не найти общий язык. Убийств здесь также кот наплакал: помимо смерти девушки в прологе, нас ждёт ещё одно убийство ближе к финалу и всё! Остальная часть фильма отдана «общению» Даниэлы и её похитителя, который будет постоянно пугать её ножом и пистолетом и которой будет не раз выпадать шанс сбежать от психа. Сам образ Марка Глейзера достаточно интересен: это сын очень влиятельного человека, у которого есть всё и которому позволено всё, а его матерью была русская, которая бросила отца и уехала в Россию (забавно в контексте нашей нынешней жизни). Теперь её сын ищет девушку, похожую на мать, и находит её в Даниэеле, попутно попивая «Столичную» водку и рекомендуя этот напиток своим жертвам.

Поступки героев – это тема отдельного разговора. Как я уже сказал выше, у девушки было, как минимум, несколько возможностей сбежать от маньяка, но она ими либо не воспользовалась, либо воспользовалась глупо. Например, в одной сцене Марк лег спать и не приковал Даниэлу наручниками. Вместо того, чтобы оглушить его, выбить стекло и бежать, она пытается втихаря найти ключ от двери и надеется, что он исполнит своё обещание отпустить её на следующее утро. Молодой человек Даниэлы также вместо того, чтобы хорошенько оглушить психа, связать его и доставить в полицию, всего лишь раз ударяет его, после чего маньяк берет пистолет и похищает уже обоих. Таких сцен в фильме немало. К счастью, они встроены в него так, что не сильно бросаются в глаза…

На главные роли были приглашены только американские актёры, причем совсем неизвестные и попросту новички, а все создатели взяли себе англоязычные псевдонимы. Картина предназначалась для западного рынка, поэтому всё было ориентировано на США и их стиль. Не могу сказать, что это плохо, ибо сама по себе картина, при всех её недостатках, смотрится довольно интересно и не вызывает желание помотать на быстрой скорости или просто выключить телевизор. Музыка Карло Кордио, к сожалению, слабовата. Местами мелодии подобраны грамотно, часть из них взята из фильма Фабрицио Лауренти «Дом с привидениями – IV» (La casa – IV, 1988), но большинство треков получилось очень блеклыми и никак не помогает авторам создать напряженную и мрачную атмосферу.

Несмотря на все минусы, я не буду сильно ругать эту работу Умберто Ленци. Картина смотрится с интересом, Джо Балог достаточно хорош в роли маньяка, а сюжет не страдает от отсутствия действия. Любители молодежных фильмов ужасов 1980-х могут смело браться за эту работу.

Материал опубликован: 14 апреля 2007 года.