Ужас Паганини
Оригинальное название: Paganini horror.
Производство: Италия 1989г.
Режиссер: Луиджи Коцци (Льюис Коатс).
В ролях: Дария Николоди, Дональд Плезенс, Жасмин Маимоне (Жасмин Мэйн), Паскаль Персиано, Луана Равеньини.
Давний партнер Дарио Ардженто Луиджи Коцци сам снимал достаточно грамотные ленты, часть из которых были на голову выше аналогичных работ других режиссёров. Он снимал в основном ужасы, но иногда отвлекался на другие жанры (например, в середине 1980-х снял две сказки про Геркулеса, которые, фактически, являются продукцией для детей). Во второй половине 1980-х Коцци вновь обратился к жанру ужасов и снял два небезызвестных фильма – «Чёрный кот» (Il gatto nero, 1989) и «Ужас Паганини» (Paganini horror). Обе ленты оказались достаточно оригинальными и прилично отличались от подобных картин того времени. Сейчас мы поговорим о второй из них, об «Ужасе Паганини», которая вышла на экраны в 1988 году.
В прологе нам показывают, как девочка, обучающаяся играть на скрипке, убивает собственную мать, бросив ей в ванну включенный фен. Далее мы знакомимся с главными героями этого творения – девичьей рок-группой и их продюсером по имени Лавинья, которая сильно забраковала их последнюю песню. Девушки прилично поругались, но тут на помощь приходит барабанщик группы Даниэль, который купил у какого-то странного человека (Дональд Плезенс) неизвестную музыку Николо Паганини, которую тот, якобы, использовал для сатанинских ритуалов и вызова демонов. Мелодия оказалась очень хороша, что и из неё получилась отличная песня. Клип было решено снимать в старинном особняке, в котором когда-то жил сам Маэстро и который любезно согласилась предоставить его нынешняя хозяйка Сильвия (Дария Николоди). Но музыканты, их продюсер и режиссёр ужасов Марк, которого пригласили снимать видео, даже представить не могли, что этой мелодией они вызовут к жизни древнее проклятье и что этот дом превратится в настоящий ад, откуда нет пути назад…
О сюжете я рассказал очень приблизительно, ибо он достаточно хорошо закручен, имеет множество ложных ходов и пугающих сюрпризов, а его развязку вряд ли возможно предугадать. И это является первым серьезным плюсом данной ленты. Луиджи Коцци и Дария Николоди написали отличный сценарий, который действительно можно назвать оригинальным, ибо ничего подобного доселе мы не видели. Забавно, что они упомянули Николо Паганини, чья жизнь была окутана тайной. Это не просто фильм про дом с привидениями и проклятье, это куда более интеллигентная и закрученная история о сверхъестественном, напоминающая нам, что за всё в этой жизни надо платить. Хотя иной поспорит с этим утверждением, собственно, как и я, но не будем обсуждать мнение авторов данной ленты.
Убийств в фильме предостаточно и все они сняты весьма оригинально и с демонстрацией натуралистичных сцен насилия. Некоторые убийства совершает человек в маске со скрипкой, из которой выставляется лезвие (прямо как неизвестный убийца без лица в джалло-фильмах), в то время как другие персонажи гибнут от действия сверхъестественных сил. После финальной резни остается одна героиня, которой суждено стать главным действующим лицом в каком-то зловещем ритуале, но и это ещё не конец нашей истории.
Помимо всяких жестокостей и насилия авторы создают мрачную готическую атмосферу. С самого начала, а именно со вступительных титров, нам показывают мрачную пасмурную Венецию, что уже говорит о том, что нас ждёт атмосферное и пугающее не только насилием кино. Большая часть действия происходит в старинном особняке в ночное время суток, и все события сопровождает отличная музыка Винче Темперы, который создал восхитительный саундтрек, полный как ритмичных, так и монотонных эмбиентных трэков. Авторы поступили очень мудро, что пригласили именно его, а не какого-нибудь Карло Кордио, который запросто мог бы испортить всё настроение этой ленты своим блеклым саундтреком. Пугающий и красивый визуальный ряд, жуткие сцены в особняке в сопровождении атмосферной музыки производят неизгладимое впечатление на зрителя. Это тот случай, когда атмосфера и насилие находят удачное сочетание в одном фильме.
На главные роли были приглашены совсем неизвестные актрисы, которые, тем не менее, очень даже неплохо исполнили свои роли. Кончено же, я бы поменял некоторых местами, ибо лидерша группы не отличается красотой и на её месте должна была быть хотя бы та, что пала первой жертвой мистических сил… Но это мои мелкие придирки (хотя многие зрители со мной солидарны)… Второстепенные роли достались культовым личностям: роль человека, продавшего барабанщику пергамент с нотами Паганини, исполнил Дональд Плезенс. У него совсем мало экранного времени, но мы ещё увидим его в финале. Хозяйку особняка Паганини Сильвию сыграла Дария Николоди. Было приятно вновь её видеть в фильме ужасов, особенно в таком замечательном, как этот. И да, здесь она тоже, как и в фильме Дарио Ардженто «Тьма» (Tenebre, 1982) продемонстрирует не только свой актёрский талант, но и голосовые возможности. Думаю, вряд ли можно забыть её крики в финале фильма Ардженто, а здесь нас ждёт нечто подобное. К сожалению, этот фильм стал последней работой в кино для ряда актёров и для режиссёра Луиджи Коции. После него последовало несколько документальных лент и тишина…
«Ужас Паганини» - прекрасный во всех отношениях фильм. Конечно же, при желании можно найти кучу недостатков и полностью обругать его, но это было бы глупо, ибо картина смотрится на одном дыхании, а зритель получает удовольствие. Не это ли главные критерии хорошего фильма? На мой взгляд, это один из лучших фильмов ужасов 1980-х и лучшая работа Луиджи Коцци. Шедевр в своём жанре!
Материал опубликован: 15 августа 2013 года.